Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Митина А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения, по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области Андриянцева А.П.
на решение Заводского районного суда г.Орла от 06 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, установила:
Митин А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее по тексту - УФСИН по Орловской области) о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения
Решением Заводского районного суда г.Орла от 06 августа 2020 года исковые требования Митина А.В. удовлетворены. Признано незаконным решение УФСИН по Орловской области от 12 февраля 2020 года, оформленное протоколом N, в части отказа в постановке Митина А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. За Митиным А.В. признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. УФСИН по Орловской области обязано поставить Митина А.В. с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 25 декабря 2019 года. С УФСИН по Орловской области в пользу Митина А.В. взысканы расходы по уплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 октября 2020 года решение Заводского районного суда г.Орла от 06 августа 2020 года изменено в части даты принятия Митина А.В. с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. УФСИН по Орловской области обязано поставить Митина А.В. с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 февраля 2020 года.
УФСИН по Орловской области подана кассационная жалоба с просьбой отменить Заводского районного суда г.Орла от 06 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 октября 2020 года ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, применения норм, не подлежащих применению, производство по делу прекратить.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Митин А.В. проходит службу в УФСИН по Орловской области, имеет общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет.
25 декабря 2019 года Митин А.В. обратился в УФСИН по Орловской области с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Решением комиссии УФСИН по Орловской области от 12 февраля 2020 года Митину А.В. (состав семьи 3 человека) отказано в постановке на учет, поскольку членами семьи заявителя 26 декабря 2018 года с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты были совершены действия, повлекшие ухудшение их жилищных условий.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 данного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
При разрешении заявленных Митиным М.А. требований суд первой и апелляционной инстанций применили положения указанного выше Закона и постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации.
Судебными инстанциями установлено, что Митин А.В. с 20 сентября 2012 года зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес". Данное жилое помещение имеет общую площадь 32, 9 квадратных метров и принадлежит на праве общей совместной собственности матери истца - С. и ее бывшему супругу - С.
28 апреля 2012 года Митин А.В. заключил брак с М.
После регистрации брака супруги стали проживать одной семьей в квартире по указанному выше адресу. 09 октября 2012 года у них родился сын М. Несмотря на вселение в квартиру и фактическое проживание, М. и несовершеннолетний М. имели регистрацию в жилом помещении, расположенным по адресу: "адрес" принадлежащем отцу М. П. 18 января 2019 года М. и несовершеннолетний М. зарегистрировались по месту их фактического проживания.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции пришел к верному выводу, что вселение в жилое помещение супруги истца и их несовершеннолетнего сына нельзя отнести к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Апелляционная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции, изменив решение суда в части даты постановки на учет Митина А.В, указав, что постановка на учет осуществляется в порядке очередности, исходя из даты рассмотрения комиссией документов для постановки на учет.
Согласно абзацу первому части 8 статьи 4 Федерального Закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на таком учете совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичная норма содержится в пункте 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Федеральный законодатель к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, отнес в пункте 1 части 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц, сделав исключение для вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника, что согласуется с одним из принципов, закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации о необходимости укрепления семьи, основанным на свободе каждого из супругов в выборе мест пребывания и жительства, обязанности супругов содействовать благополучию и укреплению семьи (пункт 1 статьи 1, пункты 1 и 3 статьи 31 названного кодекса).
По смыслу приведенной нормы, вселение сотрудником в жилое помещение, в котором он постоянно проживает, супруги и несовершеннолетнего ребенка не является действием по ухудшению жилищных условий, намеренно совершенным с целью приобретения права состоять на упомянутом учете.
Таким образом, регистрация М. и несовершеннолетнего М. в квартире, которая является местом жительства истца, не может препятствовать постановке Митина А.В. с семьей в составе трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы кассационной жалобы относительно намеренных действий семьи истца, повлекших ухудшение жилищных условий являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций верно определили юридически значимые обстоятельства по делу, дали надлежащую оценку исследованным доказательствам, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 06 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 октября 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области Андриянцева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.