Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 апреля 2021 г. по делу N 16-1198/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., изучив жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СК "Стройхимподряд" Лялина Сергея Александровича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 июля 2020 года, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 08 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "СК "Стройхимподряд", у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 07-04-04/176-Ю от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 года и решением судьи Пермского краевого суда от 08 декабря 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "СК "Стройхимподряд" (далее - ООО "СК "Стройхимподряд", юридическое лицо, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе на указанные акты генеральный директор общества Лялин С.А. просит их отменить, считая необоснованными и незаконными, и прекратить производство по делу.
Должностное лицо, вынесшее постановление, уведомлено о подаче жалобы, возражений не представило.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 12 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Из пункта 2 статьи 13 ЗК РФ следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (пункт 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 800 от 10 июля 2018 г.) (далее по тексту - Правила проведения рекультивации).
Пункт 3 Правил проведения рекультивации предусматривает, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и сервитутов.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СК "Стройхимподряд" в период с 28 августа 2019 года по 30 сентября 2019 года производило земляные работы по адресу: "данные изъяты" на основании разрешения (ордера) на производство земляных работ N 6/4, выданного 28 августа 2019 года администрацией г. Гремячинска. Земляные работы производились с разрытием траншеи (котлована) 6 метров по проекту без вскрытия дорожного полотна.
Согласно акта проверки соблюдения земельного законодательства и законодательства в сфере охраны земель от 10 октября 2019 года, составленного заместителем прокурора г. Гремячинска по результатам проверки с участием специалистов Управления Росреестра по Пермскому краю, следует, что при осмотре участков земли по ул. Первомайская установлено, что на осматриваемой территории имеется природный склон, у которого снят плодородный слой, оставлены кучи неопределенного грунта, участок земли, с которого был снят грунт, ориентировочно составляет 126 кв.м.
После производства земляных работ (после 30 сентября 2019 года) на земельном участке, расположенном по адресу: "данные изъяты" (кадастровый квартал "данные изъяты"), ООО "СК "Стройхимподряд" не обеспечило разработку проекта рекультивации земель и рекультивацию земельного участка на площади 126 кв.м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором г. Гремячинска в отношении ООО "СК "Стройхимподряд" производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "СК "Стройхимподряд" не оспаривался факт производства земляных работ на указанном участке.
Обстоятельства, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, судьями городского и краевого судов дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судьям по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание юридическому лицу назначено справедливое, в минимальном размере в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынесены законные и обоснованные решения, доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении дела судьей городского суда и судьей окружного суда юридическое лицо извещалось надлежащим образом. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 июля 2020 года, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 08 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "СК "Стройхимподряд", оставить без изменения, жалобу генерального директора общества Лялина С.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.