Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу дознавателя ОНДиПР Качканарского ГО, Нижетуринского ГО УНДиПР Лебедева А.Н. на решение судьи Свердловского областного суда от 03 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника энергоцеха акционерного общества "ТИЗОЛ" Манторова Евгения Александровича, установил:
постановлением дознавателя ОНДиПР Качканарского ГО, Нижнетуринского ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области N34 от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 09 сентября 2020 года, должностное лицо начальник энергоцеха акционерного общества "ТИЗОЛ" (далее - АО "ТИЗОЛ" Манторов Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Свердловского областного суда от 03 ноября 2020 года постановление должностного лица и решение судьи изменены, действия Манторова Е.А. переквалифицированы с части 2 на часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Манторову Е.А. назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление - дознаватель ОНДиПР Качканарского ГО, Нижетуринского ГО УНДиПР Лебедев А.Н. просит отменить решение судьи в части переквалификации действий Манторова Е.А. и в части назначенного наказания.
Манторов Е.А, уведомленный о подаче жалобы, возражения на жалобу не направил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Из материалов дела следует, что 18 июня 2020 года в 10-34 в строении склада (литер 9) на территории промышленной площадки N 2 АО "ТИЗОЛ" по адресу: г. Нижняя Тура, ул. Говорова, д.9 произошел пожар. Причиной возгорания послужило нарушение обязательных требований пожарной безопасности при проведении огневых (газорезательных) работ по ремонту системы отопления. В действиях должностного лица начальника энергоцеха Манторова Е.А. установлено нарушение требований пунктов 437 и 419 Правил противопожарного режима.
Изложенные обстоятельства, в связи с их совершением в условиях особого противопожарного режима, действующего на территории Свердловской области, явились основанием для привлечения указанного лица к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица о наличии в действиях Манторова Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласился судья городского суда.
При рассмотрении жалобы на решение судьи судья областного суда пришел к выводу о необходимости переквалификации действий должностного лица Манторова Е.А на часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При принятии такого решения судья областного суда исходил из того, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима. Полагая, что содержание Постановление Правительства Свердловской области от 30.04.2020 N292-ПП, которым установлен особый противопожарный режим, содержится запрет на проведение пожароопасных работ на отрытом воздухе, тогда как в настоящем случае работы проводились в строении склада на территории промышленной площадки, на данные работы условия особого противопожарного режима не распространялись, в связи с чем действия Манторова Е.А. не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о наличии оснований для отмены решения судьи областного суда заслуживают внимания.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ("О пожарной безопасности" под особым противопожарным режимом понимаются дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ("О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.04.2020 N 292-ПП на территории Свердловской области установлен особый противопожарный режим.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Свердловской области от 30.04.2020 N 292-ПП в период действия особого противопожарного режима на территории Свердловской области запрещено использование открытого огня, сжигание мусора, сухой травянистой растительности, стерни, соломы, порубочных и пожнивных остатков, разведение костров (в том числе в металлических емкостях, бочках, баках, мангалах и других приспособлениях), проведение пожароопасных работ на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения. Буквальное толкование данной нормы не содержит каких-либо указаний об установлении запрета пожароопасных работ именно в связи с их проведением на открытом воздухе. Между тем, установление особого противопожарного режима на определенный период времени органами государственной власти и органами местного самоуправления связано с повышением пожарной опасности в настоящем случае на территории Свердловской области вне зависимости от объекта защиты, на котором нарушены требования пожарной безопасности, создающие не только угрозу возникновения пожара на самом объекте защиты, но и угрозу его распространения на иные объекты защиты.
В настоящем случае решение судьи областного суда нельзя признать законным, поскольку им допущено неправильное толкование нормы права, приведшее к ошибочной квалификации действий должностного лица Манторова Е.А.
Допущенное судьей областного суда нарушение в виде неправильной квалификации действий Манторова Е.А. носит существенный характер, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный судебный акт подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы дознавателя ОНДиПР Качканарского ГО, Нижнетуринского ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО1 в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса подлежит направлению в Свердловский областной суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
решение судьи Свердловского областного суда от 03 ноября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника энергоцеха акционерного общества "ТИЗОЛ" Манторова Евгения Александровича отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Свердловский областной суд.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.