Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., изучив жалобу защитника должностного лица Белоногова Сергея Викторовича - Мурадымова Альберта Ринатовича на постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шермилко Олега Геннадьевича от 29 мая 2020 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова Сергея Викторовича, установил:
постановлением главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шермилко О.Г. от 29 мая 2020 года N 113-2020/01-Р, оставленным без изменения решением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2020 года и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 ноября 2020 года, директор филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции защитник должностного лица Белоногова С.В. - Мурадымов А.Р. просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Копия жалобы направлена в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, возражения на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Положениями части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено, что нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, АО "Ямалкоммунэнерго" на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование N 89-15.03.00.001-Р-РСВХ-С2018-05414/00 от 17 августа 2018 года (далее по тексту - Решение о пользовании) в пользование предоставлен водный объект - протока Нгарка-Вэло-Яха (бассейн реки Надым) для сброса сточных и (или) дренажных вод. Пунктом 13 Решения определены показатели максимального содержания загрязняющих веществ в воде в месте сброса сточных вод. Установлен срок водопользования с 17 августа 2018 года по 13 июля 2023 года.
Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 4 квартал 2019 года, предоставленными АО "Ямалкоммунэнерго", установлены факты превышения установленных нормативов по ряду показателей: БПК полн. - в 7, 1 руз, взвещенные вещества - в 1, 41 раз, СПАВ - 1, 9 раз, нитрит ионы - 2, 5 раза, ионы амония - 27, 2 раза, марганец - 1, 7 раза, хлориды - 1, 1 раза, фосфат-ион - 4, 5 раза.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении должностного лица - директора филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова С.В. 15 мая 2020 года составлен протокол N 113-2020/01-Р об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо привлечено к административной ответственности.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом, судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях директора филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова С.В. состава вмененного административного правонарушения (в том числе об отсутствии умысла, невозможности соблюдения нормативов качества сточных вод по независящим от АО "Ямалкоммунэнерго" причинам) являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены.
Статья 8.13 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил охраны водных объектов.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, выступают общественные отношения, связанные с охраной водных объектов. Состав правонарушения формальный и считается оконченным с момента нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
При этом, субъективная сторона характеризуется виной в форме как умысла, так и неосторожности.
Судами установлено, что АО "Ямалкоммунэнерго" эксплуатирует переданное МО Надымский район имущество в виде канализационных очистных сооружений (КОС). Для увеличения производственной мощности Администрацией МО Надымский район были инициированы мероприятия по реконструкции и модернизации КОС и для выполнения строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция и модернизация канализационных очистных сооружений г. Надым". Администрацией МО г. Надым выдано разрешение на строительство N RU 89502104-27/12.10 от 02.12.2010 года, сроком действия до 04.03.2014 года, которое неоднократно продлевалось, последнее продление до сентября 2019 года.
Для выполнения строительно-монтажных работ, между заказчиком ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО" и подрядчиком ЗАО "СПИНОКС" заключен государственный контракт N 978А/2010-СМР, срок сдачи объекта неоднократно переносился и до настоящего времени КОС не сданы.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений и сооружений, при этом использующие в процессе своей деятельности водные объекты, в том числе для целей сброса в них сточных вод, обязаны соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществлять мероприятия по охране водных объектов.
Между тем, возглавляемый Белоноговым С.В. с 01.01.2012 года филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в г. Надыме использует в своей деятельности КОС г. Надыма для сброса сточных вод в водный объект - протоку Нгарка-Вэлло-Яха с 29.12.2012 года, и с этого времени не предпринимало достаточных и действенных мер, могущих повлиять на реконструкцию и модернизацию КОС, в отсутствие чрезвычайных, объективно непреодолимых и не зависящих от воли Общества обстоятельств.
При таких обстоятельствах, выводы нижестоящих судебных инстанций об отсутствии доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении должностным лицом своих должностных обязанностей для соблюдения установленных в соответствии с федеральными законами нормативов воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществления мероприятий по охране водных объектов, являются верными.
В связи с изложенным, в действиях директора филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова С.В. должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно установлен факт нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения.
Нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении общества не допущено.
Оснований для переоценки выводов должностного лица и судей нижестоящих судебных инстанций не имеется, выводы о виновности директора филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, являются правильными.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа должностным лицом назначено в соответствии с санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
При пересмотре дела об административном правонарушении по жалобам на постановление лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещалось надлежащим образом, права обосновывать позицию по делу, как и других процессуальных прав, лицо, привлекаемое к ответственности, лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шермилко Олега Геннадьевича от 29 мая 2020 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2020 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова Сергея Викторовича, оставить без изменения, жалобу защитника должностного лица Белоногова Сергея Викторовича - Мурадымова Альберта Ринатовича - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.