Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Топливный комплекс" - директора Гельруда Б.Е. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15 мая 2020 г., решение судьи Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 13 июля 2020 г. и решение судьи Свердловского областного суда от 15 сентября 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Топливный комплекс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного инспектора ОАТ, АДН и контроля МАП Уральского МУГАДН от 15 мая 2020 г. N 000783/66, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 13 июля 2020 г. и решением судьи Свердловского областного суда от 15 сентября 2020 г, общество с ограниченной ответственностью "Топливный комплекс" (далее - ООО "ТК", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "ТК" Гельруд Б.Е. выражает несогласие с указанными актами, просит об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив материала дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ТК" к административной ответственности) перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (далее - ДОПОГ, Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) и данными Правилами.
Как следует из материалов дела, 18 марта 2020 г. в 18 час. 43 мин. на 7 километре + 300 метров автомобильной дороги "Екатеринбург-Кольцово" ООО "ТК", осуществлявшее перевозку посредством автомобиля марки "ГАЗ", государственный регистрационный номер "данные изъяты", нарушило правила перевозки опасных грузов, а именно: в нарушение требований п. 9.2.2.9.1 приложения В ДОПОГ установлен главный выключатель аккумуляторных батарей не отвечающий требованиям стандарта МЭК 60079 - на корпусе выключателя отсутствует маркировка взрывобезопасности ЕХ (части электрооборудования, включая питающие провода, остающиеся под напряжением при разомкнутом положении главного выключателя аккумуляторной батареи, должны иметь характеристики, позволяющие использовать их в опасных зонах); в нарушение требований п. 9.2.2.8.2 приложения В ДОПОГ устройство, управляющее главным выключателем аккумуляторных батарей не отвечает требованиям стандарта МЭК 60079 - на корпусе выключателя отсутствует маркировка взрывобезопасности EX; в нарушение требований п. 8.1.4.5 приложения В ДОПОГ истек срок годности использования огнетушителя, то есть отсутствуют средства, применяемые для ликвидации последствий происшествий при перевозке опасных грузов; в нарушении п. 4.3.2.3.3 приложения А ДОПОГ сливная/наливная труба не закрыта винтовыми пробками или глухими фланцами.
Указанные обстоятельства послужили основанием привлечения ООО "ТК" к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ и подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 41-43), определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 44), письменными объяснениями "данные изъяты" (л.д.51), актом (планового) рейдового осмотра (л.д.53), расходной накладной N2 от 18 марта 2020г. (л.д. 54), копиями свидетельства о регистрации транспортного средства и водительского удостоверения "данные изъяты" (л.д. 55), свидетельством о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов (л.д. 56-57), фотоматериалами (л.д.58-66), протоколом о задержании транспортного средства (л.д. 67-68), копией путевого листа (л.д. 69-70), заключением эксперта (л.д.80-114), актами контрольного осмотра (л.д. 137-142), протоколом о прекращении задержании транспортного средства (л.д. 144) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, вывод должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в действиях ООО "ТК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
На организации, принявшие на себя обязательства по перевозке автомобильным транспортом опасных грузов по дорогам общего пользования, возложена обязанность по соблюдению при осуществлении их деятельности установленных правил, в связи с чем, именно общество является лицом, ответственным за их исполнение. При этом юридическое лицо должно организовать и контролировать работу своих работников таким образом, чтобы исключить возможность нарушения ими установленных норм и правил. Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "ТК" соблюдает Правила по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, а также требования ДОПОГ, в материалы дела не представлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "ТК", эксплуатируя транспортное средство, осуществляющее перевозку опасных грузов, обязано было знать и соблюдать стандарты и требования законодательства по перевозке опасных грузов. В данной ситуации, общество было не вправе допускать вышеуказанное транспортное средство к эксплуатации.
Доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер для соблюдения требований перевозки опасных грузов, ООО "ТК" в материалы дела не представило.
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил перевозки опасных грузов, должностное лицо и предшествующие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о фальсификации доказательств, представленных материалы дела, являются необоснованными, поскольку указанные доказательства были исследованы судебными инстанциями и оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ в совокупности с иными доказательствами.
Указания заявителя на недопустимость полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении, в связи с нарушением должностными лицами положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" были предметом рассмотрения судьи областного суда и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте.
Поводом к возбуждению данного дела явилось непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения - нарушение правил перевозки опасных грузов.
Также судебные инстанции установили, что лицом, осуществляющим перевозку опасных грузов является именно ООО "ТК", которому выдано соответствующие свидетельство, а уведомление общества о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по данному делу, является надлежащим, а такого рода извещения, требованиям КоАП РФ не противоречат.
Таким образом, действия ООО "ТК" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2, поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся грузоотправителями или перевозчиками.
Довод жалобы о том, что в нарушение требований статей 24.4, 25.1 КоАП РФ не рассмотрен ряд ходатайств о признании недопустимыми доказательств и об их фальсификации, не может являться основанием к отмене принятых по делу актов, поскольку данные вопросы, связанные с оценкой доказательств решены судьей областного суда в итоговом судебном акте.
Доводы настоящей жалобы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
Действия ООО "ТК" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении несостоятелен и отмены принятых по делу актов не влечет, поскольку несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении, поскольку эти сроки не являются пресекательными (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены судебных актов (в том числе при рассмотрении ходатайства о фальсификации, признании доказательств недопустимыми), не установлено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановила:
постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15 мая 2020 г, решение судьи Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 13 июля 2020 г. и решение судьи Свердловского областного суда от 15 сентября 2020 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Топливный комплекс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Топливный комплекс" - директора Гельруда Б.Е. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции П.В.Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.