Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И, Коренева А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-207/2020 по иску прокурора Большесосновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большесосновского муниципального района о возложении обязанности, по кассационной жалобе Администрации Большесосновского муниципального района на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 03 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения прокурора Москвина Н.Н, указавшего на необоснованность доводов кассационной жалобы и отсутствие оснований для ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большесосновского района, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края создать на территории муниципального района аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования в течение 12 месяцев с момента вступления решения уда в законную силу.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, в сфере противодействия терроризма администрацией района прокуратурой Большесосновского района было установлено, что на территории сельских поселений Большесосновского муниципального района не созданы аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, что является обязательным в соответствии с требованиями Федеральных законов N68-ФЗ от 21 декабря 1994 года, N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года N151-ФЗ от 22 августа 1995 года. Отсутствие данных формирований и служб не позволяет должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории района.
Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 03 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 ноября 2020 года, исковые требования прокурора Большесосновского района - удовлетворены. На администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать аварийно-спасательные службы и (или) аварийно - спасательные формирования на территории Большесосновского муниципального района Пермского края.
В кассационной жалобе Администрация Большесосновского муниципального района просит об отмене судебных актов. В обоснование жалобы указывает, что заявленные истцом требования не обоснованы, не конкретизированы, не приведены обстоятельства, в соответствии с которыми у ответчика возникла обязанность создания аварийно- спасательных формирований, доказательства, обосновывающие их необходимость, не представлены, при этом ссылаясь на то, что каждое из поселений Большесосновского муниципального района обеспечено прикрытием территории силами реагирования на чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами, дорожно- транспортными происшествиями, нагрузка на пожарные подразделения в настоящий момент минимальная, считает, что ответчиком законодательство о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не нарушено, приняты все необходимые меры по защите населения и территории.
Прокуратура Большесосновского района в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность изложенных в ней доводов, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Большесосновского района Пермского края проведена проверка исполнения администрацией Большесосновского района Пермского края законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в сфере противодействия терроризма.
В ходе проведения проверки выявлено, что на территории Большесосновского муниципального района отсутствует аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование.
По результатам проверки в октябре 2018 года в адрес администрации Большесосновского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере реализации вопросов местного значения, согласно которому установлено бездействие администрации Большесосновского муниципального района в части создания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) формирований на территории сельских поселений муниципального образования - Большесосновского муниципального района, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций.
На вынесенное представление глава муниципального района - глава администрации Большесосновского муниципального района письмом СЭД-257-01-02-539 от 07 ноября 2019 года сообщил, что с вынесенным представлением прокуратуры Большесосновского муниципального района согласны, приняты меры по исполнению представления. Главам соседних муниципальных образований направлены письма, о рассмотрении возможности создания межмуниципальной аварийно-спасательной службы, так же поставлен вопрос об определении стоимости создания аварийно-спасательной службы.
На требование прокурора Большесосновского района о предоставлении информации о наличии на территории Большесосновского муниципального района аварийно-спасательной служб и (или) аварийно-спасательных формирований от 01 апреля 2020 года, глава муниципального района - глава администрации Большесосновского муниципального района письмом СЭД-257-01-02-539 от 07 ноября 2019 года сообщил, что тип и состав аварийно-спасательной службы будет определен при формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.
Администрацией Большесосновского муниципального района до настоящего времени меры к созданию аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования не приняты, требования действующего законодательства не исполнены.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", исходил из того, что создание и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на уровне городского округа прямо предписано законом и является обязательным, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы являются составной частью единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, тем самым составляют основу сил постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В развитие указанных конституционных положений п. 8 ст.16 Федерального закона от 06октября 2003года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации определяет Федеральный Закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Приведенные в кассационной жалобе ссылки на необоснованность, не конкретизированность заявленных истцом требований, как и указания на не приведение истцом обстоятельств, в соответствии с которыми у ответчика возникла обязанность создания аварийно- спасательных формирований, доказательств, обосновывающих их необходимость, не принимаются судебной коллегией, поскольку выводы судов о том, что в результате бездействия ответчика, территория Большесосновского муниципального района Пермского края и ее население остаётся без должной защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не опровергают. Обязанность осуществить действия, направленные на защиту территории района от чрезвычайных ситуаций возложена на ответчика в силу закона.
Доводы ответчика об отсутствии нарушений действующего законодательства со стороны Администрации Большесосновского муниципального района, ввиду наличия в поселениях Большесосновского муниципального района прикрытия территории силами реагирования на чрезвычайные ситуации, а также ввиду минимальной нагрузки на пожарные подразделения в настоящий момент, будучи предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции правомерно отклонены, так как необходимость созданий аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований предусмотрена Федеральным Законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ, фактически же находящимися на территории Большесосновского муниципального района Федеральной пожарной охраной ПЧ-82 и ПЧ-119 не соблюден разрешительный порядок осуществления деятельности по аварийно-спасательным работам, установленный Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года N 1091 (ред. от 27 апреля 2018 года) "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", в результате бездействия ответчика территория Большесосновского муниципального района Пермского края и ее население остаётся без должной защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств. Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При разрешении спора суды правильно определили и установили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений требований ст. ст. 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом допущено не было. Выводы суда мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, судом кассационной инстанций не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Большесосновского районного суда Пермского края от 03 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Большесосновского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.