Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Молчановой А.А, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-466/2020 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Э.П.Ф." на решение Тамбовского областного суда от 12 ноября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Э.П.Ф." о признании недействующим в части раздела 26 приложения 2 решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 декабря 2018 года N 363 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа-город Уварово Тамбовской области, и утверждении расчёта арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области", взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Сафронова С.А, заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Уваровского городского Совета народных депутатов от 25 декабря 2018 года N363 утвержден порядок определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области, и утверждении для расчета арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области, и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области (далее - решением Уваровского городского Совета народных депутатов от 25 декабря 2018 года N363), которое размещено на официальном Тамбовском областном интернет-портале (http://www.top68.ru) 28 декабря 2018 года и опубликовано 26 декабря 2018 года в газете "Уваровская жизнь" N52 (11602).
В приложении 2 к решению в разделе 26 установлен процент для расчета арендной платы за земельные участки с видом разрешённого использования - "склады", находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области, и государственная собственность на которые не разграничена, в размере 16 процентов.
Общество с ограниченной ответственностью "Э.П.Ф." (далее - ООО "Э.П.Ф."), являющееся арендатором находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 8 646 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим раздела 26 приложения 2 к решению Уваровского городского Совета народных депутатов от 25 декабря 2018 года N363 с даты его принятия, а также взыскании с администрации г. Уварово Тамбовской области излишне уплаченной суммы арендной платы и пени в размере "... " рублей 38 копеек, а также с администрации г. Уварово Тамбовской области и Уваровского городского Совета народных депутатов судебных расходов.
В обоснование доводов общество указало на то, что раздел 26 Приложения N 2 Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области N 363 от 25 декабря 2018 года противоречит принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее по тексту решения - постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года 582), а именно принципу экономической обоснованности и принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки. Оспариваемое положение Решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области N 363 от 25 декабря 2018 года необоснованно возлагает на него обязанность по оплате завышенной арендной платы.
Определением Тамбовского областного суда от 27 июля 2020 года административное исковое заявление ООО "Э.П.Ф." в части требований о взыскании излишне уплаченной суммы арендной платы и пени возвращено в связи с неподсудностью спора Тамбовскому областному суду.
Решением Тамбовского областного суда от 12 ноября 2020 года административные исковые требования ООО "Э.П.Ф." удовлетворены. Раздел 26 приложения 2 решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 декабря 2018 года N 363 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа-город Уварово Тамбовской области, и утверждении расчёта арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области" в части установления 16 процентов от кадастровой стоимости земельных участков по виду разрешенного использования "Склады" признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе ООО "Э.П.Ф." просит решение суда изменить частично в части определения даты, с которой оспариваемая норма признана недействующей, а именно признать недействующим раздел 26 приложения 2 решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 декабря 2018 года N 363 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа-город Уварово Тамбовской области, и утверждении расчёта арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области" в части установления 16 процентов от кадастровой стоимости земельных участков по виду разрешенного использования "Склады" с даты его принятия.
В обосновании указывает на то, что в данной части решение суда первой инстанции нарушает права общества, поскольку в соответствии со статьей 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правого акта недействующим полностью или в части, или его отдельные положения, не могут применяться с указанной судом даты. Полагает, что суд необоснованно определилдату недействительности оспариваемого решения, не указав при этом причины установления такой даты, в связи с чем, истец лишен права на защиту своих интересов в части взыскания с ответчиков неосновательного обогащения, поскольку оспариваемая норма признается действующей и подлежит применению вплоть до даты вступления решения суда первой инстанции в законную силу.
От прокуратуры Тамбовской области, Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области, администрации города Уварово поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ООО "Э.П.Ф.", в которых указано на то, что решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Уваровский городской Совет народных депутатов Тамбовской области, администрация города Уварово подали письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено названным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, регулируется постановлением администрации Тамбовской области от 18 марта 2015 года N 271, согласно которому размер годовой арендной платы определяется исходя из произведения кадастровой стоимости земельного участка и процента, устанавливаемого правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 2.1).
При таком положении является верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое в части решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 декабря 2018 года N 363 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа-город Уварово Тамбовской области, и утверждении расчёта арендной платы процентов от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области" принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка принятия, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
В приложении 2 названным решением утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Уварово Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Уварово Тамбовской области. В разделе 26 приложения размер процентной ставки в отношении земельных участков с видом разрешенного использования земельного участка - "склады", с описанием вида разрешенного использования земельного участка - "размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов", установлен в размере 16.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Э.П.Ф." на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года N является арендатором находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 8 646 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады, расположенного по адресу: "адрес".
В силу условий договора аренды размер арендной платы рассчитывается в соответствии с порядком расчета арендной платы, установленной органом местного самоуправления.
Таким образом, административный истец как арендатор земельного участка, находящегося в государственной собственности, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим положения, устанавливающего размер процента ставки арендной платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление N 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков. Оспариваемые в суде нормы подлежат признанию не действующими в случае установления произвольности установленного ими правового регулирования без учета объективных условий хозяйственной деятельности.
В подтверждение доводов о соблюдении при принятии решения Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 декабря 2018 года N 363 положений Постановления N 582 административным ответчиком представлено экономическое обоснование, б/н, б/д, составленное начальником отдела муниципальных доходов администрации г. Уварово.
Оценив представленный документ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в расчетах процентных ставок арендной платы принята во внимание необходимость сохранения доходности бюджета и не учтена доходность земельного участка, не проведен анализ оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ природных условий, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности организаций, государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, предоставляемых субсидий, иных показателей, объективно отражающих возможности арендаторов, расчетов на основе такого анализа значений, влияющих на размер арендной платы, представленный документ не содержит.
Судебная коллегия находит приведенный вывод суда первой инстанции правильным.
Поскольку иных документов, содержащих экономическое обоснование установленного размера процентной ставки, в материалы дела не представлено, судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что оспариваемая норма, устанавливающая размер процентной ставки в отношении земельных участков с видом разрешенного использования земельного участка - "склады", в размере 16, принята без надлежащего экономического обоснования.
В названной части решение суда не оспорено.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Э.П.Ф." о несогласии с судебным актом относительно определения даты, с которой решение признано не действующим в части, подлежат отклонению.
Признание судом оспариваемого нормативного правового акта в части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не противоречит положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В то же время признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Судом первой инстанции установлено применение оспариваемой нормы, на ее основании были реализованы права граждан и организаций, а значит она подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с этим, ссылка административного истца на наличие переплаты арендных платежей основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части не является, общество не лишено возможности разрешить спор о наличии переплаты арендной платы в установленном порядке.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского областного суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Э.П.Ф." - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.