Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Жудова Н.В. и Ефремовой О.Н, при ведении протокола помощником судьи Ковалевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-280/2020 по административным искам Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова" об оспаривании в части постановлений Правительства Калининградской области от 8 октября 2019 года N 681 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии "Строительство ПС 110 кВ "Храброво" с заходами", от 16 октября 2019 года N 694 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии электропередачи ВЛ 110 N 159 ПС О-10 "Зеленоградская" - ПС О-9 "Светлогорская", от 16 октября 2019 года N 696 "Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии 110 кВ 110-120 ПС О-27 "Муромская" - ПС О-10 "Зеленоградская", по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова" на решение Калининградского областного суда от 25 декабря 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых заявлений.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, объяснения представителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова" Страхова В.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя АО "Янтарьэнерго" Кремкова В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Калининградской области от 8 октября 2019 года N 681 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии "Строительство ПС 110 кВ "Храброво" с заходами" в отношении трех земельных участков для переоформления права аренды АО "Янтарьэнерго" на публичный сервитут по перечню согласно Приложению N 1, а также в отношении 82 земельных участков, на которые у АО "Янтарьэнерго" отсутствуют права, по перечню согласно Приложению N 2, который включает в себя, помимо иных, земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N (пункты 1, 3, 43 Приложения N 2).
Постановление размещено на официальном Интернет-портале правовой информации Правительства Калининградской области 15 октября 2019 года и вступило в силу с указанной даты.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года N 694 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии электропередачи ВЛ 110 N 159 ПС О-10 "Зеленоградская" - ПС О-9 "Светлогорская" в отношении 30 земельных участков для переоформления права аренды АО "Янтарьэнерго" на публичный сервитут по Перечню согласно Приложению N 1, а также в отношении 182 земельных участков, на которые у АО "Янтарьэнерго" отсутствуют права, по перечню согласно Приложению N 2, который включает в себя, помимо иных, земельные участки с кадастровыми номерами N и N (пункты 48 и 66 Приложения N 2).
Постановление размещено на официальном Интернет-портале правовой информации Правительства Калининградской области 23 октября 2019 года и вступило в силу с указанной даты.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года N 696 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения - воздушной линии 110 кВ 110-120 ПС О-27 "Муромская" - ПС О-10 "Зеленоградская" в отношении 6 земельных участков для переоформления права аренды АО "Янтарьэнерго" на публичный сервитут по перечню согласно Приложению N 1, а также в отношении 106 земельных участков, на которые у АО "Янтарьэнерго" отсутствуют права, по перечню согласно Приложению N 2, который включает в себя, помимо иных, земельный участок с кадастровым номером N (пункт 24 Приложения N 2).
Постановление размещено на официальном Интернет-портале правовой информации Правительства Калининградской области 23 октября 2019 года и вступило в силу с указанной даты.
Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Росавтодор) и Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова" (далее - ФКУ Упрдор "Северо-Запад") обратились в Арбитражный суд Калининградской области с самостоятельными заявлениями об оспаривании указанных постановлений Правительства Калининградской области в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, правообладателями которых на праве собственности является Российская Федерация в лице Росавтодора и на праве постоянного бессрочного пользования - ФКУ Упрдор "Северо-Запад".
Требования мотивированы тем, что вышеперечисленные земельные участки находятся в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования А-217 "Приморское полукольцо" Калининград-Светлогорск, которая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928 (с последующими изменениями и дополнениями) "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" включена в перечень автодорог федерального значения, а в силу специальных норм законодательства об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, решение об установлении публичного сервитута может быть принято только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (пункт 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 4.2 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации... " (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), которым в данном случае является Росавтодор (пункты 1, 5.4 (14) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 374).
Кроме того, по смыслу пункта 2 статьи 9, пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
Таким образом, по утверждению заявителей, публичный сервитут установлен неуполномоченным органом, чем нарушено исключительное право Росавтодора на установление публичного сервитута в отношении земельных участков, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, в порядке определенном приказом Минтранса России от 17 октября 2012 года N 373 "Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог".
Нарушенное право ФКУ Упрдор "Северо-Запад" усматривает в том, что перечисленные земельные участки расположены на участке автомобильной дороги А-217 с кадастровым номером N, объект права "Автомобильная дорога Калининград-Зеленоградск с подъездом к аэропорту "Храброво" - I очередь строительства кольцевого маршрута", на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации 15 сентября 2015 года и который передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор "Северо-Запад" на основании распоряжения территориального управления Росимущества в Калининградской области от 5 февраля 2016 года N 48-р.
Следовательно, органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, в том числе воздушной линии электропередачи мощностью свыше 35 кВ (для строительство которой на территории Калининградской области требуется разрешение на строительство в силу статьи 15 Закона Калининградской области от 5 июля 2017 года N 89 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области"), является ФКУ Упрдор "Северо-Запад", который обязан разрешать соответствующие вопросы в порядке, определенном приказом Минтранса России от 28 июня 2012 года N 186 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию... " (пункт 3.3.12 Устава ФКУ Упрдор "Северо-Запад").
Однако в установленном законом порядке уполномоченным органом - ФКУ Упрдор "Северо-Запад" - не согласовывалась документация по строительству принадлежащих АО "Янтарьэнерго" воздушных линий мощностью свыше 35 кВ, в связи с чем в данной ситуации размещение объектов электросетевого хозяйства АО "Янтарьэнерго" на вышеперечисленных земельных участках не позволит ФКУ Упрдор "Северо-Запад" должным образом обеспечить безопасность дорожного движения и объектов транспортной инфраструктуры на федеральной автодороге, воспрепятствует организации выполнения ФКУ Упрдор "Северо-Запад" работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
Дополнительно ссылаются на нарушение Правительством Калининградской области требований пункта 2 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации об опубликовании сообщений о возможном установлении публичного сервитута и пункта 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации об официальном опубликовании решений об установлении публичного сервитута.
Считают, что отсутствие указания в оспариваемых постановлениях на размер и порядок внесения платы за публичный сервитут, который не может являться безвозмездным в соответствии с пунктом 6 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает право Российской Федерации на получение платы за установление публичного сервитута в размере 0, 12% кадастровой стоимости земельных участков в год согласно приказу Минтранса России от 5 сентября 2014 года N 240.
С учетом изложенного административные истцы просили признать незаконными постановление Правительства Калининградской области от 8 октября 2019 года N 681 в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N (пункты 1, 3, 43 Приложения N 2); постановление Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года N 694 в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N (пункты 48 и 66 Приложения N 2); постановление Правительства Калининградской области от 16 октября 2019 года N 696 - в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером N (пункт 24 Приложения N 2).
Возбужденные ранее в Арбитражном суде Калининградской области дела по заявлениям об оспаривании указанных выше нормативных правовых актов переданы по подсудности в Калининградский областной суд.
Определениями судьи Калининградского областного суда от 19 ноября 2020 года, от 8 декабря 2020 года и от 10 декабря 2020 года поступившие дела приняты к рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Определениями судьи Калининградского областного суда от 8 декабря 2020 года и от 10 декабря 2020 года дела объединены в одно производство.
Решением Калининградского областного суда от 25 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований Росавтодор и ФКУ Упрдор "Северо-Запад" отказано.
С решением суда не согласилось ФКУ Упрдор "Северо-Запад", направило в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции апелляционную жалобу, в которой поставило вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как основанного на неверном применении судом норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит свою позицию, выраженную в суде первой инстанции, дополнительно указав, что является неверным вывод суда о необходимости установления публичного сервитута на всю линию электропередачи, а не в отношении определенного земельного участка. Апеллянт полагает, что статус линий электропередач не так важен, необходимо исходить из принадлежности земельного участка. В рамках данного спора на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, расположена полоса отвода автомобильной дороги, в связи чем отношения по использованию этих земельных участков, как и порядок установления публичного сервитута урегулированы специальным законом - Федеральным законом N 257-ФЗ, таким образом, вывод суда об обратном является ошибочным. Поскольку нормы Федерального закона N 257-ФЗ в настоящее время являются действующими, положениям Земельного кодекса Российской Федерации не противоречат, постольку они подлежат учету при установлении публичного сервитута, в том числе подлежит учету то обстоятельство, что публичный сервитут не может являться безвозмездным, вместе с тем с АО "Янтарьэнерго" соглашение, предусматривающее размер платы за установление сервитута, не заключалось.
По мнению подателя жалобы, отнесение АО "Янтарьэнерго" к субъектам естественных монополий, которым предоставлено право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, не отвергает того обстоятельства, что он обязан был с таким заявлением обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов АО "Янтарьэнерго" представлены возражения, на которые, в свою очередь, ФКУ Упрдор "Северо-Запад" представило свои письменные замечания.
Представителем Агентства по имуществу Калининградской области и Правительства Калининградской области относительно доводов апелляционной жалобы представлены возражения, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции установиласледующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 названного Кодекса.
Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 указанного Кодекса (пункт 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящей главой (глава V.7), публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.
Под размещением понимается строительство, реконструкция и (или) эксплуатация объектов (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что принадлежащие АО "Янтарьэнерго" линейные объекты: воздушные линии электропередачи "Строительство ПС 110 кВ "Храброво" с заходами", ВЛ 110 N 159 ПС О-10 "Зеленоградская" - ПС О-9 "Светлогорская", 110 кВ 110-120 ПС О-27 "Муромская" - ПС О-10 "Зеленоградская" являются объектами электросетевого хозяйства регионального значения. Размещение данных объектов регионального значения предусмотрено Схемой территориального планирования Калининградской области, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 2 декабря 2011 года N 907 (с изменениями и дополнениями).
АО "Янтарьэнерго" является электросетевой организацией, которая включена в реестр субъектов естественных монополий (пункт 31 Приложения N 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19 декабря 1997 года N 127/8 "Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу 1 "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии").
Поскольку АО "Янтарьэнерго" является субъектом естественных монополий, владеет линейными объектами регионального значения, перечисленными в подпункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности на которые возникло до 1 сентября 2018 года, для эксплуатации данных объектов необходим доступ к земельным участкам, в том числе тем земельным участкам, собственником которых является Российская Федерация (участки переданы в безвозмездное пользование ФКУ Упрдор "Северо-Запад"), постольку АО "Янтарьэнерго" в силу положений пункта 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации вправе было ходатайствовать перед Правительством Калининградской области об установлении публичного сервитута.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 названного Кодекса, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Правительство Калининградской области в соответствии с подпунктом 8 статьи 5 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" наделено полномочием по установлению публичных сервитутов на земельных участках в интересах Калининградской области, населения Калининградской области.
В целях реализации возложенных на Правительство Калининградской области полномочий Правительство принимает нормативные правовые акты в виде постановлений, которые подлежат опубликованию в порядке, установленном Законом Калининградской области "О размещении (опубликовании) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области и об особенностях внесения в Калининградскую областную Думу законопроектов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" (подпункт 4 части 2 статьи 8, части 1 и 4 статьи 18 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42.
Оспариваемые постановления от 8 октября 2019 года N 681, от 16 октября 2019 года N 694 и от 16 октября 2019 года N 696 об установлении публичного сервитута вынесены по результатам рассмотрения Правительством Калининградской области ходатайства АО "Янтарьэнерго" об установлении публичного сервитута, поступившего после вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (с 1 сентября 2018 года).
Принимая во внимание изложенное, положения статей 23, 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что оспариваемые административными истцами постановления Правительства опубликованы в установленном порядке, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении компетенции органа на принятие оспариваемых нормативных правовых актов и порядка их официального опубликования.
Согласно пункту 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: 1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; 2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 указанного Кодекса; 3) испрашиваемый срок публичного сервитута; 4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; 5) обоснование необходимости установления публичного сервитута; 6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; 7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; 8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Документы и сведения, которые прилагаются к ходатайству об установлении публичного сервитута изложены в пунктах 2 - 5 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из переписки между Агентством по имуществу Калининградской области и Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, поступившие от АО "Янтарьэнерго" документы содержали схему границ публичного сервитута в отношении земель и земельных участков под существующими объектами электросетевого хозяйства регионального значения, как и документация на данный объект электросетевого хозяйства, подтверждающая его принадлежность АО "Янтарьэнерго" и статус регионального значения. Представленное заявителем графическое описание местоположения проектных границ публичного сервитута под размещение объектов электросетевого хозяйства соответствовало Схеме территориального планирования Калининградской области, Генеральному плану муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", Генеральному плану муниципального образования "Ковровское сельское поселение", Генеральному плану муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (ответы от 26 июня 2019 года N 7273, от 24 июля 2019 года N 8653, от 12 июля 2019 года N 8045).
Оспариваемые постановления имеют следующее содержание:
1. Установить публичный сервитут для использования земельных участков в целях размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения, на который подтверждено право собственности АО "Янтарьэнерго": 1) в отношении земельных участков для переоформления права аренды АО "Янтарьэнерго" на публичный сервитут по перечню согласно приложению N 1; 2) в отношении земельных участков, на которые у АО "Янтарьэнерго" отсутствуют права, по перечню согласно приложению N 2.
2. Утвердить прилагаемые границы публичного сервитута.
3. Определить срок публичного сервитута 49 лет.
4. Размещение объекта электросетевого хозяйства регионального значения (воздушные линии электропередачи "Строительство ПС 110 кВ "Храброво" с заходами", ВЛ 110 N 159 ПС О-10 "Зеленоградская" - ПС О-9 "Светлогорская", 110 кВ 110-120 ПС О-27 "Муромская" - ПС О-10 "Зеленоградская") предусмотрено схемой территориального планирования Калининградской области, проектом планировки территории с проектом межевания территории в его составе для размещения линейного объекта.
5. Порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
6. Сроки и график выполнения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
7. Обладатель публичного сервитута (АО "Янтарьэнерго") в срок не позднее чем 3 месяца с момента наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации, обязан привести земельные участки, указанные в приложениях N 1 т N 2 к постановлению, в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием.
Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 года N 541, соблюдены (пункт 7 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации).
Обстоятельств, препятствующих принятию положительного решения по заявленным АО "Янтарьэнерго" ходатайствам, не имелось (пункт 5 статьи 39.39, статья 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации).
Содержание оспариваемых постановлений Правительства Калининградской области соответствует пункту 4 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации извещение правообладателей земельных участков обеспечивается путем:
1) опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории);
2) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.
Публичный сервитут в пределах объекта "Строительство ПС 110 кВ "Храброво" с заходами" установлен в том числе на часть земельного участка с кадастровым номером N площадью 775 кв.м, на часть земельного участка с кадастровым номером N площадью 930 кв.м и на часть земельного участка с кадастровым номером N площадью 683 кв.м.
Публичный сервитут в пределах ВЛ 110 кВ 110-120 ПС О-27 "Муромская" - ПС О-10 "Зеленоградская" и 110 кВ N 159 ПС О-10 "Зеленоградская" - ПС О-9 "Светлогорская" установлен на часть земельного участка с кадастровым номером N площадью 5 218 кв.м, на часть земельного участка с кадастровым номером N площадью 4016 кв.м.
На земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, 22 сентября 2015 года зарегистрированы право собственности Российской Федерации и 11 августа 2016 года право постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Упрдор "Северо-Запад".
Разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами N, N - для эксплуатации автомобильной дороги "Калининград-Зеленоградск" с подъездом к аэропорту "Храброво", для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N - под строительство автодороги Калининград-Зеленоградск с подъездом к аэропорту "Храброво", для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, разрешенное использование - для эксплуатации автомобильной дороги от подъезда к городу Светлогорску до подъезда к городу Зеленоградску, 14 сентября 2015 года и 17 сентября 2015 года (соответственно) зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Упрдор "Северо-Запад" - 11 августа 2016 года и 1 сентября 2016 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N расположены на участке автомобильной дороги А-217 федерального значения, кадастровый номер 39:00:000000:105, в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации 15 сентября 2015 года и который передан в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор "Северо-Запад" на основании распоряжения территориального управления Росимущества в Калининградской области от 5 февраля 2016 года N 48-р.
Сообщение о возможном установлении публичного сервитута со сведениями о границах публичного сервитута направлены в муниципальные образования "Светлогорский городской округ" и "Зеленоградский городской округ", которыми представлены сведения о размещении указанных сообщений на официальных сайтах муниципальных образований и в местных газетах "Вестник Светлогорска" и "Волна", в подтверждение чего представлены письма N 4298 от 4 июля 2019 года, N 7571 от 31 октября 2019 года, N 4050/01-43 от 28 октября 2019 года, а также документы о размещении публикации о возможном установлении публичного сервитута на официальных сайтах администрации муниципальных образований "Светлогорский городской округ" и "Зеленоградский городской округ", в газете "Вестник Светлогорска" N 25 (674) 4 июля - 10 июля 2019 года, N 42 (691) 31 октября - 6 ноября 2019 года, в газете "Волна" N 28 (9264) от 26 июля 2019 года. Письма, копии скриншотов страниц интернет сайтов указанных муниципальных образований и копии газет представлены в материалы данного административного дела.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о соблюдении порядка принятия оспариваемых постановлений, установленный пунктом 4, 6, 7 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации, является правильным, основанным на обстоятельствах дела и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательствах. Суд также указал, что сообщение о возможном установлении публичного сервитута и тексты оспариваемых постановлений размещены, помимо официальных сайтов муниципальных образований, и на официальном сайте Правительства Калининградской области.
Доводы административных истцов о незаконности оспариваемых нормативных правовых актов ввиду нарушения определенного пунктом 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации пятидневного срока направления копии решений об установлении публичного сервитута обоснованно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на то, что само по себе нарушение 5-дневного срока не свидетельствует о незаконности оспариваемых постановлений об установлении публичного сервитута и о нарушении порядка принятия постановлений.
Суд первой инстанции сославшись на положения статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащих исчерпывающий перечень оснований для отказа в установлении публичного сервитута, правомерно указал, что наличие заключенных между ФКУ Упрдор "Северо-Запад" и АО "Янтарьэнерго" соглашений об эксплуатации инженерных коммуникаций не препятствует принятию уполномоченным органом решения об установлении публичного сервитута.
Направленные ФКУ Упрдор "Северо-Запад" в адрес Правительства Калининградской области претензии относительно нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области, не содержат в себе оснований, в соответствии с которыми предусмотрен отказ в установлении публичного сервитута.
В соответствии с частью 2 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 названного Кодекса.
Пунктом 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом N 257-ФЗ.
Такие особенности на момент принятия оспариваемых административными истцами нормативных правовых актов были урегулированы приказом Минтранса России от 17 октября 2012 года N 373, принятым во исполнение Федерального закона N 257-ФЗ.
Вместе с тем, при применении Федерального закона N 257-ФЗ и Приказа Минтранса России от 17 октября 2012 года N 373 необходимо учитывать положения Федерального закона от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", введенного в действие с 1 сентября 2018 года, которым в Земельный кодекс Российской Федерации включена новая глава V.7 - "Установление публичного сервитута в отдельных целях".
Положения указанного Закона, внесшие также правку и в само понятие публичного сервитута на землю, позволили осуществлять легальное использование земельного участка не в соответствии с его категорией и разрешенным видом использования, а согласно цели установления публичного сервитута.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о необходимости применения положений Федерального закона N 257-ФЗ с учетом нового правового регулирования при определении компетенции органа на принятие решения об установлении публичного сервитута, основан на верном применении норм материального права.
Указание подателя апелляционной жалобы на то, что суд сделал категоричный вывод о недопустимости применения к спорным отношениям положений Федерального закона N 257-ФЗ судебной коллегией отклоняется, так как не соответствует выводам суда первой инстанции, изложенным в судебном акте.
Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно Федеральный закон N 257-ФЗ подлежит применению, в той мере, в которой требуется соблюдение условий установления публичного сервитута в отношении земель и земельных участков, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Указанные административными истцами материальные претензии к обладателю публичного сервитута, который не заключил с собственником земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута, не свидетельствуют о несоответствии оспариваемых постановлений иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку вопросы платы за публичный сервитут не входят в перечень вопросов, которые должны быть отражены в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении публичного сервитута.
Как следует из пояснений сторон и материалов административного дела, на дату рассмотрения спора соглашение об осуществлении публичного сервитута между ФКУ Упрдор "Северо-Запад", лицом, которому земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, и обладателем публичного сервитута - АО "Янтарьэнерго", не заключено.
Выводы суда первой инстанции о том, что в случае установления публичного сервитута для размещения линейных объектов регионального значения, право собственности на которые возникло до 1 сентября 2018 года (что имело место в данном случае), плата за публичный сервитут не взимается, судебная коллегия находит основанными на неверном толковании норм материального права.
При установлении публичного сервитута на основании положений главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации сначала принимается решение исполнительного органа государственной власти об установлении публичного сервитута, затем на базе индивидуальных характеристик земельного участка с его собственником согласовываются условия сервитута в добровольном или судебном порядке. При этом право ограниченного пользования земельного участка возникает на втором этапе, то есть после достижения соглашения по всем существенным условиям сервитута (в частности, о размере оплаты и порядке осуществления сервитута, наименее обременительном способе его осуществления).
Судебная коллегия обращает внимание на то, что вопрос наличия (отсутствия) платы за установленный публичный сервитут, в данном случае, не относятся к предмету исследования при рассмотрении административного дела в порядке абстрактного нормоконтроля применительно к положениям главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а подлежат разрешению в ином судебном либо внесудебном порядке.
Однако ошибочные рассуждения суда первой инстанции о вопросах платы по публичному сервитуту не свидетельствуют о незаконности принятого судебного акта.
Установив, что оспариваемые постановления не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в удовлетворении административного искового заявления Росавтодор и ФКУ Упрдор "Северо-Запад" суд обоснованно отказал в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы получили оценку в решении суда первой инстанции. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения состоявшего по делу судебного акта судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 25 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.