Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Васильевой Т.Г, Кольцюка В.М, с участием прокурора Русакова И.В, при секретаре Молчановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-56/2021 по апелляционной жалобе Лазаренко Валерия Валентиновича на решение Смоленского областного суда от 8 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Лазаренко Валерия Валентиновича к территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области N 365/1175 от 26 марта 2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному округу N 16 и возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Смоленской областной Думы.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, объяснения представителя административного истца Власенковой О.А, председателя Территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области Калининой Н.Г, представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области и заинтересованного лица избирательной комиссии Смоленской области Копрянцева Д.В, заключение прокурора Русакова И.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Смоленской областной Думы N 53 от 11 февраля 2021 года на 16 мая 2021 года назначены дополнительные выборы депутата Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному округу N 16.
Постановлением избирательной комиссии Смоленской области от 21 января 2021 года N 191/1270-6 "О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16" полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 возложены на территориальную избирательную комиссию муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области.
17 марта 2021 года кандидат в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Лазаренко В.В, выдвинутый избирательным объединением региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Смоленской области, представил в территориальную избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения при проведении дополнительных выборов депутата Смоленской областной Думы шестого созыва, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, в количестве 1084.
По результатам проведенной проверки постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области от 26 марта 2021 года N 365/1175 Лазаренко В.В. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 7 части 9 статьи 23 областного закона N 37-з от 30 мая 2007 года "О выборах депутатов Смоленской областной Думы" ввиду недостаточного количества подписей, поскольку из представленных 1084 подписей избирателей признаны недостоверными 138 подписей, достоверными признаны 946 подписей, что недостаточно для регистрации.
Лазаренко В.В. обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области от 26 марта 2021 года N 365/1175, в котором также просил обязать комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16, ссылаясь на то, что количество подписей избирателей должно рассчитываться в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исходя из количества зарегистрированных на территории муниципального образования избирателей с использованием ГАС "Выборы" по состоянию на 1 января 2021 года - 28 766 избирателей, в этом случае количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, должно составлять 863 подписи, а не 987 подписей избирателей, как установлено постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области N348/1135 от 16 февраля 2021 года.
Решением Смоленского областного суда от 8 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления, мотивируя требования тем, что для регистрации кандидата достаточно было собрать 3% подписей от количества избирателей по состоянию на 1 января 2021 года - 28 766. Полагает, что избирательная комиссия необоснованно исходила из численности избирателей по состоянию на 2012 год - 32 882, когда была утверждена Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Смоленской областной Думы. Указывает, что выводы суда первой инстанции противоречат пункту 10 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, считает, что собранных 946 достоверных подписей избирателей достаточно для регистрации кандидата.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, избирательной комиссией Смоленской области, территориальной избирательной комиссией муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области представлены возражения, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился административный истец Лазаренко В.В, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения представителя административного истца, председателя территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район", представителя административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Согласно пункту 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Из материалов дела следует, что постановлением Смоленской областной Думы N 894 от 21 декабря 2012 года утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Смоленской областной Думы (л.д.80). Данная схема в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ утверждена на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего федерального закона.
Согласно пункту 7.2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ если по состоянию на 1 июля года, предшествующего году проведения основных выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования по представлению организующей выборы избирательной комиссии вносит изменения в схему избирательных округов не позднее чем за девять месяцев до дня голосования в целях ее приведения в соответствие с требованиями пункта 4 настоящей статьи.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, оснований для изменения схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Смоленской областной Думы, утвержденной 21 декабря 2012 года на 10 лет, не имелось, т.к. в соответствии с пунктом 7.2 статьи 18 Федерального закона N 67-ФЗ (внесенным Федеральным законом от 23 мая 2020 года N 153-ФЗ), частью 9 статьи 9 областного закона Смоленской области N 37-з от 30 мая 2007 года "О выборах депутатов Смоленской областной Думы" (введенной областным законом от 18 декабря 2020 года N 187-з) для изменения схемы необходимо наличие отклонения от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, чего не было установлено при назначении дополнительных выборов в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному округу N 16.
На основании утвержденной схемы и указанного в ней количества избирателей одномандатного избирательного округа N 16 - 32 882, территориальной избирательной комиссией муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области принято постановление N348/1135 от 16 февраля 2021 года, которым определено количество необходимых подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16, равное 987 подписей или 3 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов (пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), с возможностью представления дополнительно 98 подписей или 10%, что предусмотрено пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, всего кандидаты вправе представить 1085 подписей избирателей.
Данное постановление территориальной избирательной комиссии в установленном порядке никем не обжаловалось. Во исполнение постановления Лазаренко В.В. представлено 1084 подписи избирателей, из которых 138 подписей признаны недостоверными (недействительными), что подтверждается итоговым протоколом от 23 марта 2021 года (л.д. 137), с которым административный истец согласился.
При таких обстоятельствах, постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области N348/1135 от 16 февраля 2021 года, установившее количество голосов избирателей, необходимое для регистрации в качестве кандидатов в депутаты Смоленской областной Думы, обязательно для исполнения всеми лицами, подающими заявления и документы для регистрации в качестве кандидатов. Данные требования постановления были соблюдены и административным истцом, которым представлено 1084 подписи избирателей в поддержку его кандидатуры, впоследствии 138 подписей из них признаны недостоверными, с чем Лазаренко В.В. согласился. Оставшихся 946 подписей недостаточно для регистрации кандидата в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 16, поскольку для этого необходимо 987 подписей избирателей.
При таких обстоятельствах постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области N 365/1175 от 26 марта 2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Смоленской областной Думы шестого созыва по одномандатному округу N 16 Лазаренко В.В. является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Смоленского областного суда от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лазаренко Валерия Валентиновича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.