Кассационный военный суд в составе председательствующего Иванова В.В., судей Красношапки В.Б. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-157/2020 по кассационной жалобе административного истца Полянской Маргариты Сергеевны на решение Североморского гарнизонного военного суда от 28 мая 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 20 августа 2020 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части N. "звание" Полянской М.С. об оспаривании действий командира той же воинской части и начальника филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба" (далее - Учреждение), связанных с неустановлением к выплате ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил
вышеназванным решением Североморского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда, отказано в удовлетворении административного иска Полянской М.С. с требованиями о признании незаконными действий административных соответчиков, связанных с неустановлением к выплате ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности в 2020 г.
В поданной 20 февраля 2021 г. кассационной жалобе административный истец, выражая несогласие с решениями судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что при их принятии нарушены нормы материального права, просит Кассационный военный суд судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование этого административный истец самостоятельно анализирует отдельные положения Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, которые утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.07.2019 г. "данные изъяты" (далее - Правила), по итогам чего приходит к выводу о равнозначности указанных в данном приказе проверок различных видов, - итоговой, контрольной и инспекторской и настаивает на том, что подтверждение ею высшего уровня подготовленности по двум контрольным проверкам в 2019 г. предполагало назначение ей к выплате оспариваемой надбавки и в 2020 г. При этом Полянская М.С. считает необоснованной ссылку в решении суда первой инстанции на то, что проверки, в которых она принимала участие, не являлись контрольными либо итоговыми, поскольку они проводились вышестоящей войсковой частью.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 - 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Полянская М.С, проходя военную службу в должности "данные изъяты" войсковой части N, в течение 2019 г. участвовала в двух контрольных проверках физической подготовленности военнослужащих данной воинской части (за второй и третий кварталы 2019 г.), на каждой из которых получила высший квалификационный уровень физической подготовленности, а в проведении контрольной проверки за первый квартал, а также в период итогового занятия по физической подготовке военнослужащих за указанный год с 18 по 30 ноября 2019 г. участия не принимала, поскольку с 1 по 28 февраля и с 1 по 30 ноября 2019 г. находилась в служебных командировках.
С рапортами к командованию о проведении итоговой проверки уровня ее физической подготовленности за 2019 год Полянская М.С. не обращалась.
В согласовании проекта приказа командира войсковой части N. на 2020 г. о выплате Полянской М.С. ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности отказано.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили и дали верное толкование отдельным положениям Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.04.2009 N 200 (далее - Наставление), Правил и Методических рекомендаций, утвержденных начальником Управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации 5 декабря 2019 г, по итогам чего пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска Полянской М.С.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые достижения в службе устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно правовым предписаниям Правил, ежемесячная надбавка за особые достижения в службе в размере 70% оклада по воинской должности устанавливается военнослужащим, выполнившим высший квалификационный уровень физической подготовленности, по результатам не менее двух проверок, одна из которых - итоговая за год, контрольная или инспекторская. Документами, подтверждающими право на ее получение, являются ведомости результатов проверки по физической подготовке личного состава воинской части. При этом согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций результаты проверок, проводимых по плану подготовки Управления физической подготовки и спорта, являются обязательными и приоритетными для принятия решения об установлении надбавки, а при их отсутствии соответствующие командиры (начальники) руководствуются результатами проверок в следующей последовательности: под руководством вышестоящего органа военного управления; под руководством командующих объединениями, командиров соединений.
Порядок проведения проверки по определению уровня физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации установлен Наставлением, в пунктах 215 и 217 которого указано, что такая проверка в отношении подчиненных военнослужащих организуется командиром воинской части и проводится с обязательным участием специалиста по физической подготовке. Кроме того, процедура проведения контрольных и инспекторских проверок регламентирована приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. "данные изъяты", утвердившим с 1 июня 2016 г. Порядок проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 6, 14-16 и 19 названного Порядка проводимые проверки по своему виду подразделяются на инспекторские и контрольные. Инспекторские проверки проводятся по решению Министра обороны Российской Федерации под его руководством, руководством его первых заместителей или начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельностью Министерства обороны Российской Федерации, начальника военной инспекции - главного военного инспектора Министерства обороны Российской Федерации. Контрольные комплексные проверки органов военного управления, соединений и воинских частей проводятся: комиссиями, назначенными заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителями центральных органов военного управления и командирами соединений; комиссиями, назначенными командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и объединениями. При этом не допускается проведение контрольных проверок командирами соединений (воинских частей), не привлекаемых к инспекторским или контрольным проверкам в течение учебного года, под руководством их командиров проводятся контрольные занятия.
Исходя из содержания приведенных нормативных актов, необходимыми условиями для выплаты военнослужащему надбавки за особые достижения в службе являются его участие как минимум в двух проверках, одна из которых должна быть итоговой, контрольной или инспекторской, и соблюдение установленного порядка их проведения, в том числе относительно обязательного участия лица, обладающего специальными знаниями в области физической культуры и спорта.
Учитывая, что обе проверки, участие в которых в 2019 г. принимала Полянская М.С, носили характер контрольных только по отношению к военнослужащим войсковой части N, подчиненных по службе командиру данной воинской части, а не проводимых в порядке осуществления проверочных мероприятий вышестоящего командования, в то время как последняя при проведении именно такой итоговой проверки физической подготовленности, которая при этом носила характер приоритетной, не подтвердила показанный ранее в ходе мероприятий контроля уровень своей физической подготовленности и в дальнейшем с рапортом о проведении в отношении нее проверочных мероприятий в установленном порядке не обращалась, то позицию административного истца о выполнении ею всех условий для обеспечения оспариваемой ежемесячной надбавкой нельзя признать состоятельной.
Поэтому не влияют на правильность выводов судебных инстанций мнение автора кассационной жалобы о наличии указания в соответствующих приказах командира войсковой части N. на участие Полянской М.С. в контрольных проверках уровня физической подготовки военнослужащих этой воинской части.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые Североморским гарнизонным военным судом и Северным флотским военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил
решение Североморского гарнизонного военного суда от 28 мая 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 20 августа 2020 г, принятые по административному исковому заявлению Полянской Маргариты Сергеевны оставить без изменения, а ее кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 апреля 2021 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи В.Б. Красношапка
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.