Кассационный военный суд
в составе председательствующего Сивова В.В, судей Дубова Ю.А. и Страхова В.Е. при секретаре судебного заседания Ажикеновой А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-269/2020 по кассационной жалобе представителя административных ответчиков Федерального государственного казённого учреждения " "данные изъяты"" (далее - Управление) и жилищной комиссии Управления - Шишканова Владимира Александровича на апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 25 февраля 2021 г, принятое по административному исковому заявлению военнослужащего Службы в "данные изъяты" данного Управления "звание" Алексеева Евгения Викторовича об оспаривании решений жилищной комиссии Управления, связанных с расчётом размера жилищной субсидии и снятием с учёта нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Страхова В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых судебных актов и доводы кассационной жалобы, объяснение представителя административных ответчиков Шишканова В.А. в поддержку доводов жалобы, объяснения административного истца Алексеева Е.В. и его представителя Шулеповой Л.А, просивших отказать в ее удовлетворении, Кассационный военный суд
установил:
Читинский гарнизонный военный суд решением от 23 ноября 2020 г. отказал в удовлетворении административного иска Алексеева, в котором он просил признать незаконным решения жилищной комиссией Управления, утверждённые начальником Управления, о снижении суммы жилищной субсидии и снятии с учёта, с членами семьи, в качестве нуждающихся в жилом помещении.
2-й Восточный окружной военный суд указанным апелляционным определением отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новое решение об удовлетворении административного иска, признав вышеуказанные решения незаконными и обязав жилищную комиссию и начальника Управления их отменить, а также обеспечить Алексеева с членами семьи жилищной субсидией, без зачета площади занимаемого ими помещения, взыскав с Управления в пользу административного истца доплату жилищной субсидии в сумме "данные изъяты".
В кассационной жалобе, поданной 10 марта 2021 г, представитель административных ответчиков просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции в связи несоответствием выводов, изложенных в нём, обстоятельствам административного дела, а также неправильным применением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование Шишканов, излагая обстоятельства дела и приводя отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, а также разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, утверждает, что административный истец и совместно проживающие с ним лица является членами семьи собственника жилого помещения, в связи с чем оно правомерно учтено при определении размера жилищной субсидии.
При этом он указывает, что договор безвозмездного пользования жилым помещением всеми сторонами подписан не был, а новый договор, после истечения срока действия предыдущего 1 ноября 2020 г, ими не заключался.
Заявитель полагает, что смена формы регистрации в указанной квартире с места жительства на место пребывания не свидетельствует об изменении правового режима пользования жильем, в котором они проживают с 2005 года.
В заключение автор жалобы указывает, что Алексеев получил в установленном порядке средства на приобретение жилого помещения, поэтому решение о его снятии с членами семьи с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении принято правомерно.
В представленных возражениях представитель административного истца Шулепова Л.А, опровергая приведенные в кассационной жалобе доводы представителя административных ответчиков, просит оставить её без удовлетворения.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно установленным судебными инстанциями обстоятельствам административного спора, Алексеев проходит военную службу по контракту с 2000 года и общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет более 20 лет.
Вместе с супругой в марте 2005 года, они за счёт личных денежных средств приобрели в собственность жильё, расположенное по адресу: "адрес"
Указанное жилое помещение в феврале 2011 года продано матери супруги административного истца Х, а после её смерти ДД.ММ.ГГГГ унаследовано сыном Алексеева - А.Р.Е., "данные изъяты"
1 января 2020 г. административный истец вместе с... членами семьи заключил с А.Р.Е. договор безвозмездного пользования вышеназванным жилым помещением на срок до 1 ноября того же года.
После чего, 30 января 2020 г, Алексеев с членами семьи, за исключением собственника, снялись с регистрационного учёта по месту жительства в этой квартиры.
3 февраля 2020 г. административный истец с теми же членами семьи были зарегистрированы по месту пребывания в этом жилом помещении.
Алексеев 21 мая 2020 г. с составом семьи... человек, признаны жилищной комиссией Управления нуждающимися в жилом помещении в г. "данные изъяты" и приняты на учёт с 28 апреля 2020 г.
Решением жилищной комиссии Управления от 18 июня 2020 г. административный истец с членами семьи поставлены на учёт как подлежащие обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно решению жилищной комиссии Управления от 28 августа 2020 г, Алексееву и... членам его семьи, исключая А.Р.Е., предоставлена жилищная субсидия исходя из норматива общей площади жилого помещения 90 кв. м. При этом комиссией был произведён зачёт "данные изъяты" доли (53, 58 кв. м) от общей площади жилого помещения (64, 3 кв. м), принадлежащего на праве собственности члену семьи административного истца - его сыну А.Р.Е.
Указанное обстоятельство послужило основанием для уменьшения размера общей площади жилого помещения, полагающейся административному истцу и... членам его семьи до 36, 42 кв.м, в связи с чем снижена сумма выплаченной ему жилищной субсидии до "данные изъяты".
Решением жилищной комиссии Управления от 14 сентября 2020 г, ввиду обеспечения Алексеева жилищной субсидией, он и... членов его семьи сняты с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Отменяя решение гарнизонного военного суда, суд апелляционной инстанций исходил из незаконности оспариваемых решений жилищной комиссии Управления о зачёте соответствующей площади жилого помещения при определении размера жилищной субсидии и последующем снятии административного истца и членов его семьи с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку Алексеев с... членами семьи не являются членами семьи А.Р.Е. как собственника жилья, так как между административным истцом и членами его семьи с одной стороны и А.Р.Е. с другой заключён договор безвозмездного пользования жилым помещением сроком по октябрь 2020 года.
Вместе с тем, такой вывод суда апелляционной инстанции нельзя признать обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане и члены их семьи признаются нуждающимися в жилых помещениях, по положениям ст. 51 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из ч. 2 данной статьи видно, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу абз. 2 п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Вопреки мнению окружного военного суда, исходя из установленных обстоятельств дела, гарнизонный военный суд обоснованно руководствовался вышеприведенными нормами действующего законодательства и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" придя выводу, что Алексеев с супругой и детьми, в силу факта проживания в вышеприведённом жилом помещении, куда они были вселены на законном основании, являются членами семьи собственника жилья, расположенного по месту службы военнослужащего, в связи с чем жилищная комиссия Управления обоснованно учла площадь данного жилого помещения при расчёте административному истцу жилищной субсидии.
С учетом изложенного, Кассационный военный суд приходит к выводу о том, что разрешая при установленных обстоятельствах настоящий спор, суд апелляционной инстанции пришёл к выводам, которые не соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, а также допустили неправильное применение норм материального права, что в соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ является основанием для отмены судебных актов.
Поскольку судом апелляционной инстанции при постановлении судебного акта была допущена ошибка в применении норм материального права, то в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 329 КАС РФ оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, поскольку последнее является верным, основанным на правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. 177, 327, ч. 2 ст. 328, ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 25 февраля 2021 г, вынесенное по административному исковому заявлению Алексеева Е.В, отменить, оставив в силе решение Читинского гарнизонного военного суда от 23 ноября 2020 г.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
В.Е. Страхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.