Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу директора ООО ДОЛ "Электрон" Айтекова А.К., на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея от 27 сентября 2019 года, решение судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 9 декабря 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 3 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО ДОЛ "Электрон", установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея от 27 сентября 2019 года ООО ДОЛ "Электрон" (далее-Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 9 декабря 2019 года постановление от 27 сентября 2019 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 3 июня 2020 года решение судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 9 декабря 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директора Общество Айтекова А.К. ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при составлении протокола об административном правонарушении, а также вынесении судебных постановлений не были приняты во внимания объяснения и документы, указывающие на невиновность Общества, то есть рассмотрение дела об административном правонарушении было произведено односторонне, с обвинительным уклоном, без всестороннего, полного выяснения всех обстоятельств дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статей 4, 4.1 Федерального Закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее-Закон от 10 января 2002 года) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
На основании части 1 статьи 22 Закона от 10 января 2002 года в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно статье 69 Закона от 10 января 2002 года государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 69.2 Закона от 10 января 2002 года постановка на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течении шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Юридические лица обязаны поставить на государственный учет, те объекты негативного воздействия на окружающую среду, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.
Согласно п. 36 Постановления Правительства РФ от 23 июня 2016 года N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", электронное средство формирования заявки о постановке объекта на учет в электронном виде и методические рекомендации по ее заполнению публикуются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Приказом Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года N 756 "Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 572" утверждены методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, в соответствии с методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Р.А. Молдованова от ДД.ММ.ГГГГ N проведена внеплановая выездная проверка в отношении ДОЛ "Электрон" ООО с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО4
Задачей настоящей проверки являлся надзор за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов.
Общество на основании землеустроительного дела от 2009 года по межеванию территориальной зоны (охранной зоны) "адрес" является собственником охранной зоны "адрес" "адрес" общей площадью "данные изъяты".
Филиалом ГУ ПКК "Крайтехинветаризация" по г-к Анапа 25 ноября 2005 года для Общества составлен Технический паспорт линейного объекта недвижимости - вне площадной сети канализации протяженностью "данные изъяты" от "адрес"
07 июня 2005 года Администрацией города-курорта Анапа утвержден АКТ N "Приема законченного строительством объекта приемочной комиссии" по объекту строительства внеплощадочные сети канализации ООО ДОЛ "Электрон" в "адрес".
В настоящее время Общество эксплуатирует введенный в эксплуатацию линейный объект сети канализации протяженностью "данные изъяты" от "адрес". в охранной зоне "адрес" в границах "адрес" и "адрес" общей площадью "данные изъяты", на участке "адрес" в границах кадастрового квартала N, участок "данные изъяты" в границах кадастрового квартала N.
По вышеназванным сетям канализации Общество неочищенные сточные воды поступают в приемное отделение канализационной насосной станции Акционерное Общество "Анапа Водоканал", забираются насосами и по напорному коллектору подаются на ОСК.
Ведущим инженером ЭАЛ НО филиала ФГ"БУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю ФИО5 (свидетельство об аттестации эксперта N от 16 ноября 2016 года) произведены отборы проб природной воды "данные изъяты" сброса сточных вод и "данные изъяты" ниже сброса сточных вод из "адрес", а также сточной воды в месте смешивания с "адрес" (акт отбора (измерений) проб вода N В от 04 июля 2019 года).
По результатам испытаний (протокол испытаний (измерений) N N от 11 июля 2019 года) в пробах сточной и природной воды, установлено превышение содержания вредных веществ, что образует негативное воздействие.
Вместе с тем, считаю, что дело рассмотрено с нарушением требований КоАП РФ.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу Федерального закона (то есть с 1 января 2015 года) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона от 10 января 2002 года.
Таким образом, срок постановки на учет ООО ДОЛ "Электрон" составлял с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года.
В силу пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Правонарушение выявлено в 2019 году, то есть более двух лет со дня окончания срока, установленного статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". При этом, срок давности по данному правонарушению составляет 1 год.
Данное обстоятельство оставлено судьями без внимания.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Такие нарушения были допущены.
Между тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ после истечения срока давности, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея от 27 сентября 2019 года, решение судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 9 декабря 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 3 июня 2020 года подлежат отмене, производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея от 27 сентября 2019 года, решение судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 9 декабря 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 3 июня 2020 года, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.