Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя потребительского гаражного кооператива "Коломита" Павлюка Р.С. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 августа 2019 года, дополнительное решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 4 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению потребительского гаражного кооператива "Коломита" об оспаривании решений органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя ПГК "Коломита" Дусенко П.Н, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
потребительский гаражный кооператив "Коломита" обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела муниципального контроля управления земельно-имущественных отношений и муниципального контроля администрации Симферопольского района Республики Крым Саенко С.В, главному специалисту отдела муниципального контроля управления земельно-имущественных отношений и муниципального контроля администрации Симферопольского района Республики Крым Дядиченко Г.В. администрации Симферопольского района Республики Крым о признании незаконными и отмене актов проверок и предписаний.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 августа 2019 года и дополнительным решением Симферопольского районного суда от 18 февраля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 4 июня 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной председателем потребительского гаражного кооператива "Коломита" Павлюком Р.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 10 декабря 2020 года, определением судьи кассационной инстанции от 2 февраля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя ПГК "Коломита" Дусенко П.Н, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение судами норм материального права, неправильное применение и нарушение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 25 мая 2016 года между администрацией Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и потребительским гаражным кооперативом "Коломита" на срок до 1 января 2065 года заключен договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадь 23 000 кв. м категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования объекты "гаражного" назначения - 2.7.1.
На основании распоряжения администрации Симферопольского района Республики Крым от 2 августа 2018 года N 65 в отношении ПГК "Коломита" проведена проверка, по результатам которой 24 августа 2018 года составлен акт и выдано предписание N 56.
Предписанием на кооператив возложена обязанность устранить указанное в акте проверки нарушение требований земельного законодательства, путем освобождения земельного участка от сооружений и предметов противоречащих целевому назначению земельного участка или получения правоустанавливающих документов в срок до 4 февраля 2018 года.
Распоряжением администрации Симферопольского района от 10 апреля 2019 года N 42 назначено проведение проверки в отношении кооператива. Осмотром земельного участка установлено, что на нем находятся комплекс объектов капитального строительства, высотой в три наземных этажа. При этом согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования Николаевское сельское поселение Симферопольского района максимальная этажность строений, расположенных на данном земельном участке не может превышать 1 этаж.
По результатам проверки кооперативу выдано предписание от 17 апреля 2019 года N 140 об устранении нарушений требований земельного законодательства в срок до 17 июня 2019 года.
Распоряжением администрации Симферопольского района от 12 июля 2019 года N 90 назначено проведение проверки в отношении кооператива. В период с 22 июля 2019 года по 24 июля 2019 года проведена проверка, по результатам которой составлен акт о том, что нарушения требований земельного законодательства устранены не были, предписание должностного лица, осуществляющего муниципальный контроль, не выполнено.
Кооперативу вновь выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства любым доступным способом в соответствии с законодательством, в срок до 10 октября 2019 года.
Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (часть 1).
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (часть 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений (часть 3).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 7 июля 2015 года N 375 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Крым (далее - Положение).
В силу пунктов 1.6, 1.9 Положения, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом Республики Крым данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Объектом муниципального земельного контроля является земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков, находящиеся в границах муниципальных образований, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Согласно подпункту "в" пункта 1.12. Положения муниципальный земельный контроль осуществляется за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
В соответствии с пунктом 3.1. Положения муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок на основании решений органов муниципального земельного контроля.
Пунктом 3.9. Положения определено, что внеплановая проверка проводится в случаях:
1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
2) внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена органами муниципального земельного контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В случае согласования срок проведения такой проверки не может превышать пяти рабочих дней.
В силу пунктов 3.11, 5.1. Положения по результатам проверки должностными лицами органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах по форме согласно приложениям 2, 4, 5 к настоящему Положению
Согласно пункту 3.12. Положения акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается присутствующим на месте проведения проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, а также индивидуальному предпринимателю, гражданину или их уполномоченным представителям под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия указанных лиц, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа муниципального земельного контроля.
К акту проверки прилагаются объяснения работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, объяснения граждан, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии, фототаблица, обмер площади земельного участка и иная информация.
В силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом (часть 1).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).
На земельном участке с кадастровым номером N размещен комплекс объектов капитального строительства этажность которого составляет 3 этажа.
Решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского районного совета Республики Крым I созыва от 13 марта 2019 года N 1167 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Николаевское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым.
Согласно главе 8 "Градостроительные регламенты по видам разрешенного использования" части IV Правил землепользования и застройки муниципального образования Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, вид разрешенного использования 2.7.1 "Объекты гаражного назначения" предполагает размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек. Максимальное количество этажей - 1.
Таким образом, размещение комплекса объектов капитального строительства, этажность которого превышает 1 этаж, не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования Николаевское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым.
В силу пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Внеплановые проверки в отношении Гаражного потребительского кооператива "Коломита" проведены на основании распоряжений администрации Симферопольского района Республики Крым, в связи с истечение срока исполнения ранее выданных предписаний.
О проведении проверок председатель ГПК "Коломита" был уведомлен, о чем имеются отметки на распоряжении от 10 апреля 2019 года и от 12 июля 2019 года. При проведении проверок, присутствовал.
Таким образом, предписания об устранении нарушений земельного законодательства вынесены административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, каких-либо нарушений законодательства при их вынесении не установлено.
Сами по себе акты проверок не влекут правовых последствий, и не могут нарушать прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о законности действий административного ответчика.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 августа 2019 года, дополнительное решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 4 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 марта 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.