Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника межрайонной ИФНС N 1 по Республике Адыгея Ачмиз Л.Щ. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 21 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Адыгея о взыскании с Волчановской Л.И. недоимки по страховым взносам и пени, а также по встречному исковому заявлению Волчановской Л.И. о снятии с налогового и регистрационного учета.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя МИФНС России N 1 по Республике Адыгея по доверенности Ожевой З.Р, настаивавшей на удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
начальник МИФНС России N 1 по Республике Адыгея Ачмиз Л.Щ. обратился в суд с административным иском к Волчановской Л.И. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 10 430 рублей и пени в размере 403 рублей 67 копеек.
Также просил взыскать с Волчановской Л.И. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 49 945 рублей и пени в размере 2057 рублей 86 копеек.
Волчановская Л.И. обратилась в суд со встречным исковым заявлением о снятии ее с налогового и регистрационного учета страхователей в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 4 марта 2020 года исковые требования налогового органа удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 21 июля 2020 года, судебное решение изменено, в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 49 945 рублей и пени в размере 2 057 рублей 86 копеек отказано. Встречные исковые требования удовлетворены частично, Волчановская Л.И. снята с налогового и регистрационного учета страхователей в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной начальником МИФНС России N 1 по Республике Адыгея Ачмиз Л.Щ. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об изменении апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 22 января 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 24 февраля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя МИФНС России N 1 по Республике Адыгея по доверенности Ожевой З.Р, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции, о чем обоснованно указано в доводах кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 329 названного Кодекса, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, сославшись на отдельные положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 172-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" указывает, что страховая пенсия по старости Волчановской Л.И. 26 июля 1966 года рождения может быть назначена по достижении возраста 58 лет, то есть 26 июля 2024 года при наличии продолжительности страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента не менее 28, 2.
Со ссылкой на выписки формы СЗИ-6 указано, что стаж Волчановской Л.И. составляет 4 года и 27 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 4, 273, в связи с чем, суд аелляционной инстанции пришел к выводу, что обязанность Волчановской Л.И. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена в размере, не позволяющем компенсировать фактически уплаченные страховые взносы. На этом основании апелляционная инстанция посчитала необоснованными требования налогового органа в части взыскания с Волчановской Л.И. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, судебная коллегия Верховного суда Республики Адыгея указала, что возможность реализации Волчановской Л.И. права на получение страховой пенсии по старости возможно лишь при наличии продолжительности страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента не менее 28, 2, то есть не ранее 2044 года. В связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворения встречного искового заявления в части снятия Волчановской Л.И. с налогового и регистрационного учета страхователей в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами апелляционного суда.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов, как лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 430 данного Кодекса установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, не исчисляют и не уплачивают стразовые взносы на обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пункте 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии предоставления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Вопрос о конституционности возложения на адвокатов из числа военных пенсионеров обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование разрешен Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в от 28 января 2020 года N 5-П. Согласно пункту 3 резолютивной части названного Постановления, федеральному законодателю надлежало незамедлительно принять меры по устранению неопределенности в данном вопросе применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров. Во исполнение Постановления принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Законодателем предусмотрено исключение из числа страхователей по обязательному пенсионному страхованию лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ также установлено право адвокатов, являющихся военными пенсионерами, добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы по данному виду страхования, определять и исчислять размер добровольно уплачиваемых страховых взносов.
Однако же положения указанного Федерального закона распространяют свое действие на отношения, возникшие после его вступления в силу.
Оспариваемые суммы страховых взносов образовались у Волчановской Л.И. за отчетные периоды, предшествовавшие моменту принятия и вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ.
Таким образом, отсутствуют основания для снятия Волчановской Л.И. с налогового и регистрационного учета страхователей в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Образовавшиеся суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на сумму 49 945 рублей и пени в размере 2 057 рублей 86 копеек подлежат взысканию с Волчановской Л.И.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 21 июля 2020 года отменить, решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 4 марта 2020 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 апреля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.