Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Радионовой И.В, действующей в интересах Центральной акцизной таможни, на решение Славянского районного суда Краснодарского края от 21 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Центральной акцизной таможни о взыскании с Зубко С.В. таможенных платежей и пени.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Центральной акцизной таможни по доверенности Радионовой И.В, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения Зубко С.В. и его представителя Михайлюка В.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Южный акцизный таможенный пост ФТС России обратился в суд с административным исковым заявлением к Зубко С.В. о взыскании таможенных платежей и пени за просрочку уплаты таможенных платежей, начисленных в связи с несоблюдением обязанности по вывозу автомобиля из Российской Федерации.
Определением Славянского районного суда Краснодарского края от 2 марта 2020 года произведена замена административного истца с Южного акцизного таможенного поста на правопреемника Центральную акцизную таможню.
Решением Славянского районного суда Краснодарского края от 21 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Центральной акцизной таможни по доверенности Радионовой И.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 5 февраля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 25 февраля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Центральной акцизной таможни по доверенности Радионовой И.В, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, объяснения Зубко С.В. и его представителя Михайлюка В.В, полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 457 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее - ТК ЕЭС) вступившего в силу с 1 января 2018 года, в отношении товаров для личного пользования и припасов, таможенное декларирование и (или) выпуск которых осуществлены без помещения под таможенные процедуры до вступления настоящего Кодекса в силу и которые находятся под таможенным контролем на дату вступления настоящего Кодекса в силу, с даты вступления в силу ТК ЕАЭС подлежат соблюдению условия, установленные для использования таких категорий товаров, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 14 ТК ЕЭС Товары Союза вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.
По основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 268 ТК ЕЭС в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса.
Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении вышеуказанных товаров (транспортных средств) считается нахождение таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, на основании пассажирско-таможенной декларации гражданина Украины Зубко С.В. 29 августа 2017 года ввез на территорию Российской Федерации автомобиль "данные изъяты" 2002 года выпуска, таможенной стоимостью 250 000 рублей, срок временного ввоза установлен до 28 августа 2018 года.
Согласно заявлению Зубко С.В. в адрес начальника Южного акцизного таможенного поста, он просил завершить процедуру временного ввоза на территорию Таможенного союза по пассажирской таможенной декларации и принял на себя обязательство вывезти автомобиль за пределы Таможенного союза до установленного срока.
На 1000 км + 800 м автодороги М-4 "Дон" 19 октября 2017 года в 07 часов 25 минут, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием названного выше автомобиля под управлением Зубко С.В. и автомобиля "Дэу" под управлением Темникова Г.А.
Согласно экспертному заключению от 21 ноября 2017 года, выполненному ИП Малер В.В, стоимость восстановительного ремонта автомобиля, принадлежащего Зубко С.В. равна рыночной стоимости данного автомобиля.
В силу положений подпункта "а" пункта 16.1 статьи 12, пункта 18 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" под полной гибелью транспортного средства понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен, либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.
Таким образом, следствием указанного выше ДТП стало уничтожение (гибель) транспортного средства, принадлежащего административному ответчику и ввезенному им на территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 14 ТК ЕЭС товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их изготовления (получения).
В пункте 5 указанной статьи сказано, что Товары Союза, помещаемые (помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, находятся под таможенным контролем с момента регистрации декларации на товары, поданной для помещения товаров под эту таможенную процедуру, за исключение товаров Союза, ввозимых (ввезенных) на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ и находящихся под таможенным контролем с момента их ввоза на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ. Товары, изготовленные (полученные) из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их изготовления (получения).
Согласно подпункту 4 пункта 11 статьи 14 ТК ЕЭС, товары, указанные в пункте - настоящей статьи, признанные товарами Союза в соответствии со статьями 210 и 218 настоящего Кодекса, а также товары Союза, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, находятся под таможенным контролем до представления таможенному органу документов, подтверждающих факт захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом этих товаров, в случаях, указанных в подпункте 1 пункта 10 статьи 207 и подпункте 1 пункта 7 статьи 215 настоящего Кодекса.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в силу подпункта 7 пункта 2 статьи 268 ТК ЕЭС прекращается у декларанта в случае признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящей статьей в отношении этих товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Факт гибели транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия достоверно установлен судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела, что является основанием для прекращения обязанности по оплате таможенных пошлин, начисленных в связи с не вывозом транспортного средства с территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Славянского районного суда Краснодарского края от 21 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 апреля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.