Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар - ФИО16 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению АО "РАМО-М" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об установлении кадастровой стоимости равной рыночной.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, пояснения представителей Департамента имущественных отношений Краснодарского края - ФИО12, ФИО11, представителя АО "РАМО-М" - ФИО13, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "РАМО-М" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства:
- нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского, д.100: с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - 01 января 2018 года, в размере его рыночной стоимости; с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - 11 марта 2019 года, в размере его рыночной стоимости; с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - 01 января 2018 года, в размере его рыночной стоимости; с кадастровым номером N по состоянию на дату определения
кадастровой стоимости - 16 марта 2018 года, в размере его рыночной стоимости; с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - 29 октября 2018 года, в размере его рыночной стоимости;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - 24 июля 2018 года, в размере его рыночной стоимости;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - 16 ноября 2018 года, в размере его рыночной стоимости;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - 01 января 2018 года, в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости Объектов являются недостоверными и нарушают его права как собственника, поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает рыночную, что приводит к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
Решением Краснодарского краевого суда от 4 сентября 2019 года административный иск удовлетворен частично.
Суд постановилустановить кадастровую стоимость объекта, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года в размере "данные изъяты" рублей, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером "адрес", расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 11 марта 2019 года в размере "данные изъяты" рубля, на период с 19 марта 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года в размере "данные изъяты" рублей, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 16 марта 2018 года в размере "данные изъяты" рублей, на период с 6 марта 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 29 октября 2018 года в размере "данные изъяты" рубля, на период с 7 марта 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 24 июля 2018 года в размере 41 536 343 рубля, на период с 7 марта 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 16 ноября 2018 года в размере 964 898 391 (девятьсот шестьдесят четыре миллиона восемьсот девяносто восемь тысяч триста девяносто один) рубль, на период с 15 марта 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года в размере "данные изъяты" рублей, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежит считать 11 апреля 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 августа 2020 года решение от 4 июня 2019 года изменено в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Судебная коллегия определила:
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года в размере "данные изъяты"
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 11 марта 2019 года в размере "данные изъяты"
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года в размере "данные изъяты"
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Дзержинского, 100, кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 16 марта 2018 года в размере 44 755 511 рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 29 октября 2018 года в размере "данные изъяты" рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 24 июля 2018 года в размере "данные изъяты" рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 16 ноября 2018 года в размере "данные изъяты" рубля.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года в размере "данные изъяты" рублей.
С АО "РАМО-М" в пользу ООО "Артилком" взысканы расходы за проведение повторной судебной экспертизы в сумме 150 000 рублей.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования город Краснодар просит отменить решение от 4 сентября 2019 года и апелляционное определение от 20 августа 2019 года. Судами нарушены нормы материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указано, что расхождение кадастровой и рыночной стоимости спорных объектов недвижимости составляет в среднем от 33% - 56 % администрация муниципального образования город Краснодар считает, что правильность изложенных в нем выводов судом не исследована, и расценивает его как ненадлежащее доказательство, которое не может быть положено в основу решения суда. Значительное изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости влечет изменение налоговой базы таких объектов, а, следовательно, и налоговые исчисления в региональный бюджет. Кроме того, сам по себе факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, а административный истец, требуя установления в судебном порядке рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости и внесения ее в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости для целей налогообложения, фактически имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства, без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Кассационная жалоба поступила в районный суд 24 февраля 2021 года, определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2020 года принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами были допущены такого характера нарушения.
Как следует из материалов дела административному истцу на праве собственности принадлежат спорные объекты недвижимости.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки спорных объектов кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N определена уполномоченным органом по состоянию на 01 января 2018 года в размере 5 079 128, 64 рублей, 1 276 883, 15 рублей, 61 859 534, 65 рублей, соответственно; нежилого помещения с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 11 марта 2019 года в размере 1 793 743 165, 87 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 16 марта 2018 года в размере 100 309 834, 24 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 29 октября 2018 года в размере 1 343 542 412 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 24 июля 2018 года в размере 84 031 416, 87 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 16 ноября 2018 года в размере 616 952 550 рублей.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 3 апреля 2019 года, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет:
- N - 4 080 000 рублей, - N - 773 410 000 рублей, - N - 1 030 000 рублей, - N - 43 250 000 рублей, - N - 579 300 000 рублей, - N - 36 010 000 рублей, - N - 1 055 870 000 рублей, - 23 N - 40 390 000 рублей.
Согласно выводам проведенной по делу судебной экспертизы от 11.06.2019 года рыночная стоимость:
нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на 1 января 2018 года составляет "данные изъяты" руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на 11 марта 2019 года составляет "данные изъяты" рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на 1 января 2018 года составляет "данные изъяты" рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на 16 марта 2018 года составляет "данные изъяты" рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на 29 октября 2018 года составляет "данные изъяты" рублей;
нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на 24 июля 2018 года вставляет "данные изъяты" рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на 16 ноября 2018 года составляет "данные изъяты" рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на 1 января 2018 года составляет "данные изъяты" рублей.
Согласно выводам проведенной судом первой инстанции повторной судебной экспертизы от 31 июля 2019 года, рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N по состоянию на даты определения кадастровой стоимости составляет "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рублей, "данные изъяты" рубля, "данные изъяты" рубля, "данные изъяты" рубль, "данные изъяты" рублей, соответственно.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции по делу была назначена и проведена повторная судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости.
В соответствии с повторным экспертным заключением N30/19 от 20 декабря 2019 года, выполненным ООО " "данные изъяты"", рыночная стоимость объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости составляет:
- нежилого помещения с КН: N - 4 115 712 рублей;
- нежилого помещения с КН: N - 840 354 525 рублей;
- нежилого помещения с КН: N - 1 034 520 рублей;
- нежилого помещения с КН: N - 41 686 787 рублей;
- нежилого помещения с КН: N - 552 828 182 рублей;
- нежилого здания с КН: N - 52 533 519 рублей;
- нежилого помещения с КН: N - 1 065 188 392 рублей;
- нежилого помещения с КН: N - 40 750 768 рублей.
Не согласившись с выводами повторной судебной экспертизы, выполненной ООО "Артилком", представители административного ответчика заявили ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы, сославшись на то, что при производстве дополнительной судебной экспертизы экспертом выбраны объекты-аналоги, существенно отличающиеся по элементам сравнения, не применены корректировки на этаж, отделку, расположение на "красной линии", неверно Н применена корректировка на торг из неактивного рынка, на местоположение.
11 февраля 2020 года по делу назначена дополнительная экспертиза, с целью эксперта учесть выявленные неясности представленного заключения.
В соответствии с дополнительным экспертным заключением N 30/19 ДОП от 5 марта 2020 года, выполненным экспертом ООО " "данные изъяты"" ФИО15. рыночная стоимость объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости составляет:
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого здания с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей.
Допрошенная в судебном заседании эксперт Гранкина К.В. пояснила, что указанные в определении судебной коллегии от 11 февраля 2020 года недостатки ею были устранены, в частности корректировочные коэффициенты приведены к средним значениям, подобраны наиболее соответствующие объекту оценки аналоги.
Не согласившись с выводами дополнительной судебной экспертизы, выполненной ООО " "данные изъяты"", представители административного ответчика заявили ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы, сославшись на то, что при производстве дополнительной судебной экспертизы допущен ряд нарушений.
29 мая 2020 года по делу назначена дополнительная экспертиза, обязывающая эксперта учесть выявленные неясности представленного заключения.
В соответствии с дополнительным экспертным заключением N 30/19 ДОП-2 от 23 июля 2020 года, выполненным экспертом ООО " "данные изъяты"" Гранкиной К.В. рыночная стоимость объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости составляет:
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого здания с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей;
- нежилого помещения с КН: N - "данные изъяты" рублей.
Данное дополнительное заключение принято судом апелляционной инстанцией допустимым доказательством по делу, при этом указано, что выводы эксперта полностью согласуются с его исследовательской частью.
Оценив судебное экспертное заключение (дополнительное), по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с изложенными в нем выводами указав, что рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N по состоянию на 01 января 2018 года составляет 5 713 752 рублей, 1 436 201 рублей, 41 864 637 рублей, соответственно; нежилого помещения с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 11 марта 2019 года в размере 906 585 825 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 16 марта 2018 года в размере 44 755 511 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 29 октября 2018 года в размере 596 465 636 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 24 июля 2018 года в размере 57 131 129 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером N определена уполномоченным органом по состоянию на 16 ноября 2018 года в размере 1 094 303 922 рублей.
В силу пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
Суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Положения части 4 статьи 18 Закона N 237-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Закона N 237-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами: N, N, N внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2019 года; N внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 марта 2019 года; N внесены в Единый государственный реестр недвижимости 06 марта 2019 года; N, N внесены в Единый государственный реестр недвижимости 07 марта 2019 года; N внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15 марта 2019 года.
Как указано судом апелляционной инстанции, датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является 11 апреля 2019 года. Сведений об обращении Общества в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат. В связи с чем, суд датой подачи заявления следует считать 11 апреля 2019 года.
Следовательно, с учетом приведенных выше обстоятельств, а также принимая во внимание пункт 15 статьи 378.2, пункт 2 статьи 403 НК РФ, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства по состоянию на 1 января 2018 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По указанным основаниям, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в соответствии с дополнительным экспертным заключением от 23 июля 2020 года.
Между тем, кассационный суд не может согласится с выводом суда апелляционной инстанции в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N исходя из следующего.
Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" связывает понимание кадастровой стоимости с соблюдением методических указаний о государственной кадастровой оценке, в ходе которой формируется соответствующая стоимостная характеристика объекта недвижимости, а также с использованием как рыночной, так и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования такого объекта (пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 3).
Проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости па основе закрепленных статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости призвано подтвердить достоверность кадастровой стоимости, оценка которой должна быть не произвольной и обеспечивать соотносимость (приближенность), насколько это возможно, результатов определения кадастровой стоимости с существующими рыночными реалиями, но и не исключает вариативности оценок кадастровой стоимости, обусловленной объективными факторами, включая особенности применяемой методологии кадастровой оценки и возможности различной профессиональной интерпретации имеющихся экономических и иных значимых данных.
Соответственно, достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости предполагается в отношении результата ее определения укладывающегося в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения.
В связи с этим КАС РФ, как и законодательство о государственной кадастровой оценке, различает в качестве самостоятельных оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, в частности по данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости составляет:
- КН N - 5 079 128, 64 рублей, (по дополнительному экспертному заключению от 23 июля 2020 года рыночная стоимость - 5 713 752 рублей);
- КН N - 1 793 743 16 рублей 87 копеек, (по дополнительному экспертному заключению от 23 июля 2020 года рыночная стоимость - 906 585 825 рублей);
- КН N - 1 276 683 рублей 15 копеек, (по дополнительному экспертному заключению от 23 июля 2020 года рыночная стоимость - 1 436 201 рублей);
- КН N - 100 309 834 рублей 24 копейки, (по дополнительному экспертному заключению от 23 июля 2020 года рыночная стоимость - 44 755 511 рублей);
- КН N - 1 343 542 412 рублей, (по дополнительному экспертному заключению от 23 июля 2020 года рыночная стоимость - 596 465 636 рублей);
- КН N - 84 031 416 рублей 87 копеек, (по дополнительному экспертному заключению от 23 июля 2020 года рыночная стоимость - 57 131 129 рублей);
- КН N - 1 616 952 550 рублей 34 копеек, (по дополнительному экспертному заключению от 23 июля 2020 года рыночная стоимость - 1 094 303 922 рублей);
- КН N - 61 859 534 рублей 65 копеек, (по дополнительному экспертному заключению от 23 июля 2020 года рыночная стоимость - 41 864 637 рублей).
Из изложенного следует, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N, установленная судом в качестве кадастровой стоимости превышает ранее определенную филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю кадастровую стоимость земельных участков (5 713 752 рублей и 5 079 128, 64 рублей; 1 436 201 рублей и 1 276 683 рублей 15 копеек).
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В данном случае при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций приведенные правовые нормы и разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации не соблюдены.
С учетом того, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, неправомерно принято решение в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N, принятые судебные акты в указанной части подлежат отмене, с вынесением по делу нового решения.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 августа 2020 года отменить в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N.
В данной части вынести новое решение.
В отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, объекта недвижимости с кадастровым номером N в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости отказать.
В остальной части апелляционное определение оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.