Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Карасовой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ксифос И.Ф, действующего в интересах администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 4 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хостинского района г. Сочи Краснодарского края, поданного в защиту неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Хостинского района г. Сочи Юдин Р.В, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи и муниципальному казенному учреждению г. Сочи "Управление автомобильных дорог" о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 4 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 ноября 2020 года, административное исковое заявление удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Сочи, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за муниципальным казенным учреждением г. Сочи "Управление автомобильных дорог" в исполнении возложенных на него функциональных обязанностей по принятию мер к устранению нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2019 по ул. Новороссийское шоссе (от пересечения с ул. Шоссейная до пересечения с ул. Звездная) Хостинского района города Сочи незаконным.
На администрацию г. Сочи возложена обязанность предусмотреть финансирование на выполнение работ по устранению нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2019 по ул. Новороссийское шоссе Хостинского района города Сочи в соответствии с актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 5 августа 2020 года.
На муниципальное казенное учреждение г. Сочи "Управление автомобильных дорог" возложена обязанность принять меры по устранению нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, а именно: устранить повреждения дороги (выбоины, просадки), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью в районе домов N 1, N 2/76, N 2/6 справа, в районе дома N 1 к. 3, в районе дома N 7а слева устранить отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части более 1см.; в районе дома N 1 к. 3 устранить неверное положение дорожных знаков 1.19, 2.7 ПДД РФ, обеспечить нормативную видимость дорожных знаков 1.20.2, 3.24 ПДД РФ; в районе дома N 25Б по ул. Гвоздик обеспечить нормативную видимость дорожного знака 2.7 ПДД РФ; требований ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст, а именно: на всем протяжении обозначенного выше участка дороги обеспечить наличие тротуаров и стационарного электрического освещения: установить необходимые дорожные знаки 1.34.1(2) на кривых в плане в соответствии с п. 5.2.36 ГОСТ Р 52289-2019.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации г. Сочи по доверенности Ксифос И.Ф. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в части признания незаконным бездействия администрации г. Сочи и понуждении администрации города к совершению определенных действий.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 17 февраля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 17 марта 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение прокурора Костюка А.И, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Хостинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения по ул. Новороссийское шоссе (от пересечения с ул. Шоссейная до пересечения с ул. Звездная) Хостинского района города Сочи.
В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства покрытие проезжей части в районе домов N 1, N 2/76, N 2/6 справа, в районе дома N 1 к. 3 имеет повреждения дороги (выбоины, просадки), затрудняющие движение транспортных; средств с разрешенной ПДД скоростью, в районе дома N 7а слева имеется отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части более 1 см.
Кроме того, в районе дома N 1 к. 3 изменено положение дорожных знаков 1.19, 2.7 ПДД РФ, не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.20.2, 3.24 ПДД РФ в нарушение п. п. 6.1.1, 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; в районе дома N 25Б по ул. Гвоздик не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 2.7 ПДД РФ в нарушение п. 6.1.1 ГОСТ Р 0597-2017.
Более того, в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст на всем протяжении обозначенного выше участка дороги отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение. Также отсутствуют необходимые дорожные знаки 1.34.1(2) в нарушение п. 5.2.36 ГОСТ Р 52289-2019.
В силу стати 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 11 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу положений статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно части 1 статьи 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, пункт 6 части 1 статьи 13 Федерального закона 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 8 статьи 5 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого Решением Городского Собрания Сочи от 29 июля 2010 года N 92 предусматривают, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в пункте 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597 -2017). Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В нарушение указанных требований покрытие проезжей части в районе домов N 1, N 2/76, N 2/6 справа, в районе дома N 1 к. 3 имеет повреждения дороги (выбоины, просадки), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью, в районе дома N 7а слева имеется отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части более 1 см.
Кроме того, в районе дома N 1 к.3 изменено положение дорожных знаков 1.19, 2.7 ПДД РФ, не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.20.2, 3.24 ПДД РФ в нарушение п.п. 6.1.1, 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; в районе дома N 25Б по ул. Гвоздик не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 2.7 ПДД РФ в нарушение п. 6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017.
В нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст на всем протяжении обозначенного выше участка дороги отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение. Также отсутствуют необходимые дорожные знаки 1.34.1(2) на кривых в плане в нарушение п. 5.2.36 ГОСТ Р 52289-2019.
В части 9 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ указано, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26 апреля 2007 года N 38 "О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)" автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи и ул. Новороссийское шоссе в Хостинском районе города Сочи на всем ее протяжении включена в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи (л.д. 8-11).
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Постановлением главы г. Сочи от 12 декабря 2012 года N 2700 "О создании муниципального казенного учреждения г. Сочи "Управление автомобильных дорог" (далее - Учреждение) утвержден устав, согласно которому Учреждение создано администрацией города Сочи для выполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, относящихся к муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи (пункт 1.1 Устава).
Цели деятельности Учреждения определены в главе 2 Устава.
К ним, в том числе, относится: обеспечение проведения содержания, ремонта, капитального ремонта, реконструкция (включая проектно-изыскательские работы) автомобильных дорог общего пользования местного значения города Сочи. Обеспечение соблюдения нормативно-технических требований при проведении ремонта, капитального ремонта и т.д.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте транспортного и дорожного хозяйства администрации города Сочи, утвержденного решением Городского собрания г. Сочи от 07 декабря 2016 года N 181, департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющим в пределах установленной компетенции исполнительно-распорядительные, координационные и иные функции управления и регулирования в города Сочи в области организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с приложением к решению Городского Собрания Сочи от 26 сентября 2019 года N 122, утвердившего Структуру администрации города Сочи, в единую структуру администрации города Сочи входят отраслевые (функциональные) органы администрации города Сочи, в том числе департамент транспорта и дорожного хозяйства, соответственно администрация г. Сочи является надлежащим административным ответчиком в рассматриваемом деле, как управомоченный орган местного самоуправления, на который возложена обязанность осуществления надлежащего контроля за входящими в его единую структуру отраслевыми (функциональными) органами.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 4 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 апреля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.