Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э. К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Свиридовой С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N3 по Волгоградской области к Свиридовой С.А. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 3 по Волгоградской области о взыскании недоимки по земельному налогу в размере 860527 рублей, пени по земельному налогу в размере 2151 рублей 32 копейки.
Решением Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 27 августа 2020 года административное исковое заявление МИФНС России N3 по Волгоградской области к Свиридовой С.А. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу удовлетворено частично.
Со Свиридовой С.А. в пользу МИФНС России N 3 по Волгоградской области взыскана задолженность по земельному налогу за 2016 год 136 080 рублей, пени по земельному налогу в сумме 340 рублей 20 копеек.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области к Свиридовой Светлане Александровне о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год на сумму свыше 136 080 руб. и пени свыше 340 рублей 20 копеек отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда
от 13 января 2021 года вышеназванное решение отменено. По делу принято новое решение, которым со Свиридовой С.А. в пользу МИФНС России N 3 по Волгоградской области суд взыскал недоимку по земельному налогу в размере 860527 рублей, пеню на недоимку по земельному налогу в размере 2151 рублей 32 копейки. Взыскана государственная пошлина в доход бюджета городского округа город-герой Волгоград в размере 11826 рублей.
В кассационной жалобе Свиридова С.А. просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда отменить, оставить в силе решение Тракторозаводского районного суда от 27 августа 2020 года. Указывает на то, что суд апелляционной инстанции вынес судебный акт, нарушающие нормы материального и процессуального права, вопреки фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба поступила в районный суд 1 марта 2021 года, определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
19 марта 2020 года принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела апелляционным судом были допущены такого характера нарушения.
Исходя из материалов дела, судами установлено, что Свиридова С.А. состоит на налоговом учете в МИФНС России N 3 по Волгоградской области в качестве плательщика земельного налога.
В адрес административного ответчика Свиридовой С.А. направлено налоговое уведомление N N от 22 декабря 2017 года с расчетом земельного налога за 2016 год за земельный участок с кадастровым N 34:36:000020:2988 (кадастровой стоимостью 57 368 443 руб.) в сумме 860 527 руб, с установленным сроком для уплаты налога до 22 февраля 2018 года
Неисполнение административным ответчиком обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для направления налогоплательщику требования N 18592 от 5 марта 2018 года об уплате задолженности по земельному налогу в сумме 860 527 руб. и пене в сумме 2151 руб. 32 коп.
29 июня 2018 года мировым судьей судебного участка N 113 Волгоградской области на основании заявления Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области выдан судебный приказ о взыскании со Свиридовой С.А. задолженности по налогу и пени.
Определением мирового судьи судебного участка
N113 Волгоградской области от 15 ноября 2018 года судебный приказ от 29 июня 2018 года отменен.
Решением Волгоградского областного суда от 11 июня 2020 года кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, общей площадью 11 782 кв.м, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - торгово-развлекательные здания, строения, сооружения, установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 9 072 000 рублей.
Удовлетворяя частично заявленные налоговым органом требования, суд исходил из того, что Свиридова С.А. обязанность по уплате земельного налога не исполнила. Определяя размер подлежащего взысканию земельного налога, суд принял во внимание кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, установленную решением Волгоградского областного суда от 11 июня 2020 года в размере 9 072 000 рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда указала, что
в рассматриваемом случае, перерасчет сумм земельного налога допустим за предшествующие изменению кадастровой стоимости земельного участка три налоговых периода, т.е. за 2017, 2018, 2019 годы, следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для определения налоговой базы в налоговом периоде 2016 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Волгоградского областного суда от 11.06.2020 года, поэтому заявленные МИФНС России N 3 по Волгоградской области требования о взыскании со Свиридовой С.А. недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 860527 рублей и пени в размере 2151 рублей 32 копейки являются обоснованными.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции такие выводы судов считает основанными на неправильном толковании и применении норм процессуального права.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, требований статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По правилам статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда отменяя решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда ссылается на пункт 1.1 статьи 391 НК РФ в совокупности с п. 2.1 ст. 52 НК РФ, сделав вывод о том, что в рассматриваемом случае, перерасчет сумм земельного налога допустим за предшествующие изменению кадастровой стоимости земельного участка три налоговых периода, т.е. за 2017, 2018, 2019 годы, следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для определения налоговой базы в налоговом периоде 2016 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Волгоградского областного суда от 11 июня 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с данным выводом суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Исходя из содержания абзаца первого пункта 2.1 статьи 52, правовое значение для начала его применения имеет момент направления налогоплательщику налогового уведомления (с календарным годом направления которого законодатель связывает возможность осуществления перерасчета сумм ранее исчисленных налогов), в данном административном деле налоговое уведомление N 82302084 направлено налогоплательщику 22 декабря 2017 года.
Таким образом апелляционным судом не дана оценка перерасчету земельного налога по налоговому уведомлению от 22.12.2017 год.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства и принципы, в соответствии с которыми является правильное рассмотрение административных дел, а также законность и справедливость при разрешении административных дел.
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены, исследованы судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В данном случае судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения настоящего административного дела, в связи с чем, апелляционное определение подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию в ином составе судей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, произвести расчеты при применении соответствующего коэффициента налоговой ставки.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 января 2021 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 апреля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.