Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Шелудько В.В. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации города Судака Республики Крым - Николаенко Е.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Садретдиновой З.З. к администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица: Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Судакский городской совет Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, о признании незаконным постановления и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Садретдинова З.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением администрации города Судака Республики Крым, в котором просила: признать незаконным постановления администрации города Судака Республики Крым N588 от 4 июня 2020 года "Об отказе Садретдиновой 3.3. в предоставлении земельного участка", которым отказано в предоставлении бесплатно в собственность гражданке Садретдиновой 3.3. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Республика "адрес", кадастровый номер N, в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ; возложить обязанность на администрацию города Судака Республики Крым в течение 65 дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть в установленном порядке заявление гражданки Садретдиновой 3.3. от 26 июня 2019 года о предоставлении ей бесплатно в собственность указанного земельного участка, в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 10 сентября 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года решение от 10 сентября 2020 года отменено, принято новое решение, которым административное исковое удовлетворено.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы указано, что судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 19 марта 2021 года кассационная жалоба с делом принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции; приостановлено исполнение апелляционного определения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением 59 сессии 5 созыва Солнечнодолинского сельского совета АР Крым от 20 мая 2010 года N3396 "О разрешении гражданам разработки Проектов землеустройства в части отвода земельных участков для индивидуального жилищного строительства в квартале жилой застройки в южной части села Солнечная Долина" Садретдиновой 3.3. разрешена разработка проекта землеустройства в части отвода земельного участка для индивидуального жилищного строительства в квартале жилой застройки в южной части с. Солнечная Долина по ул. Полынная, 1, уч. N258.
Постановлением администрации города Судака Республики Крым от 29 мая 2019 года N544 "Об отнесении к определенной категории земель и определении вида разрешенного использования земельных участков" земельный участок с кадастровым номером N отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и определен вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (код 2.1).
26 июня 2019 года Садретдинова З.З. обратилась в администрацию города Судка Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по указанному адресу.
Согласно ответу администрации города Судака Республики Крым от17 октября 2019 года N01.01-09/4728 представленные Садретдиновой 3.3. материалы оставлены без рассмотрения.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 11 марта 2020 года признан незаконным отказ администрации города Судака Республики Крым, изложенный в письме N N от 27 октября 2019 года; на администрацию города Судака Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Садретдиновой З.З.
После вступления данного решения суда в законную силу, Садретдинова З.З. повторно обратилась в администрацию города Судака Республики Крым, однако постановлением администрации города Судака Республики Крым N588 от 4 июня 2020 года "Об отказе Садретдиновой 3.3. в предоставлении земельного участка" административному истцу отказано в предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ на основании пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с тем, что невозможно установить наличие либо отсутствие на земельном участке объектов культурного наследия.
Установив изложенное, отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрация города Судака Республики Крым действовала в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке, выводы о возможном расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории и наличии в пределах территории объектов культурного наследия, являются законными, в связи с чем оспариваемое постановление не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу пп. 1 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
Согласно статье 23 Закона N6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1.1 статьи 12.1 Закона N6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N6-ФКЗ, на основании документов, указанных в ст.ст. 3 и 13 Закона N38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно пункту 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 12 Порядка определено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона N38-ЗРК.
Частью 6 ст. 13 Закона N38-ЗРК установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ определено, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Согласно п.п. 1 и 2 статьи 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны охраны объектов культурного наследия; защитная зона объекта культурного наследия.
В пункте 4 статьи 1 ГрК РФ предуссмотрено, что зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 5 статьи 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должен быть определен исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий.
В силу пункта 24 статьи 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N342-ФЗ) предуссмотрено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона N342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 данной статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Как указано выше, постановлением администрации города Судака Республики Крым N588 от 4 июня 2020 года Садретдиновой З.З. было отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по указанному адресу для индивидуального жилищного строительства в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ на основании пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с тем, что невозможно установить наличие либо отсутствие на земельном участке объектов культурного наследия.
По мнению суда первой инстанции, возможное расположение указанного земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории и наличии в пределах территории объектов культурного наследия, свидетельствует о законности оспариваемого постановления.
При этом, как указал суд апелляционной инстанции, суд первой инстанции не учел, что пунктом 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ прямо предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если установлено, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка
Невозможность установить наличие либо отсутствие на испрашиваемом Садретдиновой З.З. земельном участке объектов культурного наследия не может влиять на реализацию представленного последней части 1 статьи 13 Закона N38-ЗРК права на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ.
Ссылаясь на положения части 2 статьи 62 КАС РФ суд апелляционной инстанции указал, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств законности оспариваемого решения административного ответчика.
При этом не представлено доказательства того, что испрашиваемый Садретдиновой З.З. земельный участок находится в границах зоны с особыми условиями использования территории, что, в силу пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, в частности: отражение границы территорий объектов культурного наследия на карте градостроительного зонирования, либо на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки; Положение, утвержденное Правительством Российской Федерации, в котором определены объекты, территории, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории; сведения о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости; решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении зоны с особыми условиями использования территорий; нормативный правовой акт, предусматривающий установление зон с особыми условиями использования территорий, не были представлены административным ответчиком и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Также судебной коллегией суда апелляционной инстанции отмечено, что что административным ответчиком в материалы дела также не было представлено доказательств того, что на испрашиваемом Садретдиновой З.З. земельном участке предположительно возможно нахождение объекта культурного наследия.
Ссылка суда первой инстанции на ответ Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 4 октября 2019 года N7458/01/1, согласно которому Комитет не располагает данными о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия на испрашиваемом Садретдиновой З.З. земельном участке, в связи с чем необходимо проведение государственной историко-культурной -экспертизы с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия на данном земельном участке, не свидетельствует о законности спариваемого постановления администрации города Судака Республики Крым N588 от 4 июня 2020 года, в том числе, поскольку согласно статье 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации" осуществление полномочий по организации проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия передано Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также отмечено судом апелляционной инстанции, суд первой инстанции не учел, что право Садретдиновой З.З. на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ, не может быть постановлено в зависимость от длительного неисполнения органами государственной власти, также как и органами местного самоуправления, возложенных на них действующим законодательством обязанностей по утверждению Генерального плана, а также Правил землепользования и застройки; по установлению зон с особыми условиями использования территорий; по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия.
Кроме того, по данным Государственное автономное учреждение Республики Крым "Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым" в ответе от 30 ноября 2020 года N1208/01.1- 16/1 сообщило о том, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по указанному адресу не входит в границы особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Учреждения.
Аналогичные сведения содержатся и в ответе Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 4 декабря 2020 года N N.
Администрация города Судака Республики Крым также предоставила ответ от 8 декабря 2020 года N7071/01.01-14, согласно которому земельный участок N258, расположенный по указанному адресу с кадастровым номером N, не расположен в зоне особо охраняемых природных территорий и зоне охраны объектов культурного наследия, в подтверждение чего была приложена выкопировка из Генерального плана городского округа Судак Республики Крым и из Правил землепользования и застройки городского округа Судак Республики Крым.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в ответе от 8 декабря 2020 года N82984/18 сообщил об отсутствии информации о внесении сведений об особо охраняемой территории в границах спорного земельного участка.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отменен решения суда первой инстанции, с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 апреля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Шелудько В.В.
Монмаря Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.