Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В. и Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (далее также - ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что решениями ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был учтен без применения норм Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в связи с чем, индивидуальный пенсионный коэффициент составил 0, 848 при необходимом минимуме 6, 6. По мнению истца, ответчик необоснованно отказывает в назначении страховой пенсии по старости, поскольку факт его проживания на "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлен решением суда.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать незаконными и отменить решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости; обязать ответчика повторно рассмотреть просьбу о назначении страховой пенсии по старости со дня первоначального обращения за ее назначением с учетом величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенного по факту постоянного проживания ФИО1 в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 октября 2020 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, указывает на то, что суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела. Заявитель указывает, что при подаче ответчику заявления о назначении пенсии он подтвердил свое гражданство Украины и место постоянного жительства за пределами территории Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, предоставив паспорт гражданина Украины и вступившее в законную силу решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению заявителя, суды неправомерно не применили к спорным отношениям положения Федерального закона N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения".
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От истца поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Представитель ответчика о причинах своей неявки не сообщил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является гражданином Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Краснодарскому краю в Приморском округе города Новороссийска ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации. Согласно данным паспорта с ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по месту жительства, по адресу: "адрес".
В паспорте гражданина Российской Федерации ФИО6 имеются сведения о ранее выданных паспортах Российской Федерации, согласно которым ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ документирован паспортом гражданина Российской Федерации.
По сведениям ОМВД России по городу Феодосии, ФИО1 имеет также паспорт гражданина Украины, выданный ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому зарегистрирован по тому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 1 января 2016 года установлен факт постоянного проживания ФИО1 на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Пенсионного возраста ФИО1 достиг в 2009 году.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решениями ГУ-УПФ РФ в г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Страховой стаж истца, согласно решению ответчика составил 13 лет 6 месяцев 13 дней. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был учтен без применения норм Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и индивидуальный пенсионный коэффициент составил 0, 848 при необходимом минимуме 6, 6.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к выводу, что истец не относится к лицам, приобретшим российское гражданство после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, в связи с чем к спорным отношениям не могут применяться положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Суд указал, что ФИО1, являясь гражданином Российской Федерации, имел возможность в соответствии с требованиями российского законодательства самостоятельно перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период работы на территории другого государства (Украины) по договору добровольного страхования, однако он этого не делал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
В соответствии со статьей 4, статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 8, частями 1 - 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Приложения 3 к данному закону, право на страховую пенсию по старости возникает при одновременном наличии трех условий: достижение определенного возраста; наличие минимального размера страхового стажа; наличие минимально установленной величины ИПК.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
На основании части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее также Федеральный закон N 208-ФЗ) устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 Федерального закона N 208-ФЗ закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с частью 1 статьи 4, статьей 11 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Федерального закона N 208-ФЗ, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, и позволяющие приравнять периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно, к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших в установленном порядке факт своего проживания на территории Республики Крым или города Севастополя.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N208-ФЗ подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Как усматривается из материалов дела, гражданство Российской Федерации ФИО7 приобрел в 2004 году в соответствии с Федеральным законом N 62-ФЗ от 31.05.2002 года "О гражданстве Российской Федерации", а не по основаниям, указанным в Федеральном Конституционном законе от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, и задолго до принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.
Таким образом, заявитель ДД.ММ.ГГГГ является гражданином Российской Федерации и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован на территории "адрес", в связи с чем реализация его пенсионных прав возможна в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", без применения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Довод заявителя о возможности назначения ему страховой пенсии на основании Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", без учета уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, основан на неправильном толковании положений названного Соглашения.
В силу статьи 6 данного Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, периоды работы на территории Украины после ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж только в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целом, доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании закона применительно к установленным обстоятельствам данного дела, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела и не могут служить поводом для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы истца.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.