Дело N 88-2991/2021
N дела суда 1-й инстанции 2-105/2020
г. Краснодар 13 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никольской О.Л, судей Хаянян Т.А. и Макаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Кучеруку Олегу Васильевичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительным акта регистрации прав на земельный участок по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Вишнякова С.В. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Никольской О.Л, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Кучеруку О.В. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительным акта регистрации прав на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП и акта приема-передачи от 25 марта 2015 года военный городок N К-1 (единый имущественный комплекс) был передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
Однако при оформлении правоустанавливающих документов на военный городок N К-1 выяснилось, что земельный участок, принадлежащий ответчику, фактически является частью земельного участка военного городка.
По утверждению истца, спорный земельный участок относится к землям обороны и не мог быть передан ответчику органом местного самоуправления. Спорный земельный участок выбыл из государственной собственности в нарушение положений законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 01 июня 2020 года отказано в удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2020 года решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 01 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Вишняков С.В. просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, утверждая, что земельный участок на момент его передачи ответчику являлся частью земельного участка военного городка N К-1 и фактически использовался Черноморским флотом Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, Севастопольская городская государственная администрация не имела права распоряжаться землями, находящимися в государственной собственности и переданными в аренду Российской Федерации.
Также заявитель в жалобе ссылается на необоснованный отказ судов в назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы с целью установления значимых по спору обстоятельств.
По утверждению заявителя кассационной жалобы, ОК "ДСК "Благополучный" является недействующим, земля кооперативом не освоена, свободного доступа у граждан на территорию нет, земельный участок ответчика находится в запретной зоне, так как располагается на территории, непосредственно примыкающей к территории склада боеприпасов.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Исходя из положений статей 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года) перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 07 августа 2014 года N 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, содержит статья 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", введенная Законом города Севастополя от 11 июня 2019 года N 512-ЗС.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 29 декабря 2009 года N 1104-р ОК "ДСК "Благополучный" утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 5, 5900 га для передачи в собственность граждан (согласно приложению) для индивидуального дачного строительства по адресу: п. Кача, ул. Авиаторов.
В пункте 2 данного распоряжения указано передать в собственность гражданам - членам ОК "ДСК "Благополучный" земельные участки общей площадью 5, 5900 га для индивидуального дачного строительства, с отнесением их к категории земель рекреационного назначения.
В списках граждан - членов ОК "ДСК "Благополучный" (приложение к распоряжению Севастопольской городской государственной администрации от 29 декабря 2009 года N 1104-р) указан Кучерук О.В. с земельным участком, расположенным по адресу: п. Кача, ул. Авиаторов, N 1-Б/4.
В 2010 году Кучеруку О.В. выдан государственный акт на право собственности на земельный участок N 1-Б/4 площадью 0, 0500 га, расположенный по ул. Авиаторов в п. Кача г. Севастополя, целевое назначение: для индивидуального дачного строительства.
Как видно из дела, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера 91:04:029005:230.
Настоящие исковые требования обоснованы тем, что спорный земельный участок расположен в составе земель военного городка N К-1, находящихся в пользовании Черноморского Флота Российской Федерации на основании межправительственных соглашений.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях N 2 и 3 и картах N 1 и 2 к Соглашению.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В приложении N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указаны "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1 138, 54 га.
Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок N К-1.
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Крымское ТУИО" МО РФ) подписан акт приема-передачи военного городка N К-1 в виде единого имущественного комплекса.
Актом ФГКУ "Крымское ТУИО" от 17 апреля 2019 года осмотра земельных участков военного городка N К-1, расположенных по адресу: г. Севастополь, мыс Маргопуло, пос. Кача, ул. Первомайская, Качинское шоссе, ул. Авиаторов, 13, 16, ул. Ударная, 16, установлено наложение земельного участка ответчика на земельный участок военного городка N К-1.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был предоставлен Кучеруку О.В... как члену ОК "ДСК "Благополучный" на основании решения органа местного самоуправления.
Руководствуясь положениями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьи 4 ГК РФ, при проверке законности распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 29 декабря 2009 года N 1104-р суды верно применили законодательство Украины, действовавшее на территории города Севастополя в спорный период.
Согласно положениям статей 116 и 149 Земельного кодекса Украины граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
В ходе судебного разбирательства установлено, что право собственности Кучерука О.В. на спорный земельный участок возникло на основании соответствующего решения органа местного самоуправления и зарегистрировано в установленном законом порядке.
Государственная регистрации права собственности свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что не имеется оснований для признания поведения ответчика недобросовестным, так как в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не мог предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям военного городка N К-1, поскольку спорный земельный участок расположен в п. Кача, в пределах ОК "ДСК "Благополучный", его целевое назначение определено для индивидуального дачного строительства, учитывая, что земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставлен на кадастровый учет без указаний каких-либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Украины земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Украины "Об использовании земель обороны" размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года N 555-р "Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР" принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории Украины, утвержденный 03 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины N 246, определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.
Однако инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в приложении N 2 к Соглашению, предусмотренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года N 555-р, не была завершена.
Как видно из дела, доказательства предоставления истцу в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных в 1994 году при инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, под расположение военного городка N К-1 в соответствии с положениями Земельного Кодекса Украины, установления границ земельного участка военного городка N К-1, отсутствуют.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что границы и площадь земельного участка военного городка N К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в техническом деле N 129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат.
Между тем, указанные истцом документы в обоснование обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка N К-1, содержат различную информацию о составе и площади военного городка N К-1.
Так, согласно приложению N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, в пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указан "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1 138, 54 га.
Поскольку в данном приложении указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая, что в состав земельного участка общей площадью 1 138, 54 га вошли земельные участки нескольких военных городков (К-1, 2, К-4), указанные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1 138, 54 га) с площадью земельного участка военного городка N К-1.
Перечень имущества военного городка N К-1 согласно Приложению N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка N К-1, указанному в Приложении N 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РП.
Кроме того, согласно обоснованию занимаемой территории от 20 июля 1994 года в материалах технического дела N 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота земельный участок N 1 находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей. К аэродрому примыкает жилой городок. На участке N 1 есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь - Евпатория.
В 1995 году распоряжением Севастопольской городской государственной администрации N 75-р "Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П. Осипенко и расширении границ поселка Кача" прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га.
В связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им. П. Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 Черноморского флота Российской Федерации на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.
Решением Севастопольского городского Совета от 05 мая 2011 года N 932 утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включали в себя территорию ДСК "Благополучный".
Решением командующего Черноморским флотом от 12 мая 1997 года N45/134 "О сокращении площадей земельных участков, находящихся в пользовании войсковых частей флота" утверждены представленные командирами войсковых частей дополнительные предложения по сокращению площадей земельных участков, отведенных в постоянное пользование. В соответствии с приложением N 1 к указанному решению земельный участок военного городка N К1 (N 531), используемый войсковой частью 49311 (п. Кача) площадью 43, 8 га подлежит изъятию и передаче местным органам власти, в пользовании войсковой части остается земельный участок площадью 1 089, 3 га.
С учетом всех обстоятельств по делу, исследовав представленные сторонами доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что земельный участок передан ответчику на основании решения органа местного самоуправления, вхождение спорного земельного участка в состав земель военного городка N К-1 на момент предоставления в собственность, истцом не доказана.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на необоснованный отказ судов в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы с целью установления существенных для правильного разрешения спора обстоятельств.
При рассмотрении настоящего спора об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению, являлось выяснение вопроса - имеется ли наложение границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца.
В силу части 1 статьи 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Поскольку в материалах дела отсутствует информация о выделении земельного участка военного городка N К-1 в натуре на местности и установлении его границ, учитывая изменение границ поселка Кача после составления технического дела N 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 (1994 год), а также изменение площади земельного участка войсковой части 49311 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации в 1995 году, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении ходатайств о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы в связи с нецелесообразностью.
Утверждение заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок расположен в запретной зоне, прилегает к территории склада боеприпасов, не подтверждено надлежащими доказательствами. На момент предоставления ответчику спорного земельного участка факта вхождения данного участка в состав военного городка и наличия каких-либо ограничений в его использовании установлено не было.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 01 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2020 года подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Вишнякова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Л. Никольская
Судьи Т.А. Хаянян
Е.В. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.