Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Якубовской Е.В, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, войсковой части 3219 о зачете периода службы в таможенных органах в выслугу лет по военной службе по кассационной жалобе А.В. на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 14.05.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07.10.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя войсковой части 3219 по доверенности Т.З, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю), войсковой части 3219 о зачете периода службы в таможенных органах в выслугу лет по военной службе.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 14.05.2020 исковые требования А.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07.10.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба А.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе А.В. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что нижестоящими судами должным образом не исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно приняты нормы законодательства о выслуге лет и зачете периодов службы.
В судебном заседании представитель войсковой части 3219 по доверенности Т.З, возражал относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание не явился А.В.
В судебное заседание не явился представитель ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в вооруженных силах Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ А.В. являлся стажером инспектора отдела материально-технического снабжения Новороссийской таможни.
ДД.ММ.ГГГГ А.В. переведен на службу в таможенных органах Российской Федерации по контракту и назначен на должность старшего инспектора отделения материально-технического обеспечения и социального развития отдела тылового обеспечения.
ДД.ММ.ГГГГ истец назначен на должность старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N.
ДД.ММ.ГГГГ А.В. зачислен в распоряжение начальника таможни в связи с организационно-штатных мероприятий, (п. 5 ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 N 114- ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ А.В. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в связи с проведением организационно-распорядительных мероприятий (пп. 5 п.2 ст. 48 того же Закона).
ДД.ММ.ГГГГ истец назначен на государственную должность федеральной государственной службы таможенным инспектором отдела контроля таможенного оформления.
Далее продолжал трудовую деятельность в Новороссийской таможне на государственной гражданской службе. Уволен ДД.ММ.ГГГГ по инициативе гражданского служащего.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ А.В. осуществлял службу по контракту во внутренних войсках МВД России в войсковой части N. ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по состоянию здоровья, а именно в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно-годным к военной службе.
В соответствии с выпиской из приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, служба в таможенных органах в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитана в выслугу лет по военной службе.
По мнению А.В, указанный период службы в таможенных органах необоснованно не засчитан в выслугу лет по военной службе.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что ссылки на п.1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, поскольку не подлежат применению в данном случае. Указанные положения распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "а" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: а) исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы): в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации "О федераль-ных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации; указанное в ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, прохо-дивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборо-том наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон N 4468-1).
Статьей 18 Закона N 4468-1 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.11.2011 N 1447-О-О разъяснил, что распространение на сотрудников таможенных органов условий и норм пенсионного обеспечения, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, включая условия, касающиеся исчисления выслуги лет, само по себе, однако, не означает, что тем самым все периоды работы (службы), которые подлежат включению в выслугу лет при назначении пенсий сотрудникам таможенных органов, должны учитываться и при исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел, ранее проходившим службу в таможенных органах.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 14.05.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07.10.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Якубовская
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.