Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Якубовской Е.В, Егоровой Е.С, с участием прокурора С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, третьи лица: ФГУП "Почта России" - УФПС Ставропольского края, Комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя, о признании бездействия УФСП в не обеспечении доступности для инвалидов-колясочников помещения отделения почтовой связи незаконным, обязании устранить нарушения по кассационным жалобам Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.10.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Л.Н, поддержавшую доводы кассационных жалоб, выслушав представителя Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Е.В, поддержавшую доводы кассационных жалоб, выслушав прокурора С.Н, полагающего, что оспариваемые судебные акты приняты на всесторонне исследованных материалах дела с соблюдением норм материального и процессуального права, судебная коллегия
установила:
прокурор Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия УФСП в не обеспечении доступности для инвалидов-колясочников помещения отделения почтовой связи незаконным, обязании устранить нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФГУП "Почта России" - УФПС Ставропольского края, Комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27.02.2020 исковые требования прокурора Промышленного района г. Ставрополя удовлетворены частично. Суд обязал ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обеспечить доступность для инвалидов - колясочников и других маломобильных групп населения в помещение отделения связи 355037 ФГУП "Почта России", расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода правил СП 59.13330.16 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001). В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.10.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым суд обязал ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обеспечить доступность для инвалидов - колясочников и других маломобильных групп населения помещение отделения связи 355037 ФГУП "Почта России", расположенной по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода правил СП 59.13330.16 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001). В остальной части требований отказано.
В кассационных жалобах Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" просят об отмене апелляционного определения и принятии по делу нового решения об оставлении исковых требования прокурора без рассмотрения.
В обоснование жалоб указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассаторов, судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов необоснованно возложена обязанность на собственника здания, так как данные требования обязан исполнять арендатор помещения.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности по доверенности Л.Н, поддержала доводы кассационных жалоб.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Е.В, поддержавшая доводы кассационных жалоб.
В судебном заседании прокурор С.Н, полагал, что апелляционной судебной инстанцией не допущено нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц: ФГУП "Почта России" - УФПС Ставропольского края, Комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой проведена проверка о нарушениях требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям социальной инфраструктуры.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в отделении почтовой связи 355037 ФГУП "Почта России", расположенном по адресу: "адрес", выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), а именно отсутствует стационарный пандус (плавный съезд); на лестничном марше имеющиеся поручни не соответствуют требованиям; отсутствует кнопка вызова персонала, выполненная шрифтом Брайля; отсутствуют механизмы задержки закрывания двери и фиксаторов в положении "открыто" и "закрыто"; на подходных путях не установлено информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы; внутри помещения имеются единичные ступени, что является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Здание отделения почтовой связи используется ответчиком как объект социальной инфраструктуры.
В соответствии с положением УФПС филиал ФГУП "Почта России" создано на основании приказа ФГУП "Почта России", действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ФГУП "Почта России", филиал является обособленным подразделение ФГУП "Почта России", не является юридическим лицом.
Как следует из договора аренды (на сдачу Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ставропольскому краю в аренду зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, являющихся федеральной собствен-ностью) и дополнительного соглашения к договору аренды, заключенных между Территориальным управлением Министерства имущественных отно-шений Российской Федерации по Ставропольскому краю и Ставропольский почтам УФПС СК - филиал ФГУП "Почта России", указанный объект передан ФГУП "Почта России" - УФСП Ставропольского края.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что обязанность по оборудованию входа для инвалидов - колясочников и других маломобильных групп населения помещение отделения связи 355037 ФГУП "Почта России", расположенной по адресу: "адрес" необходимо возложить на уполномоченного собственником балансодержателя здания - ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, то есть учреждение, за которым закреплен спорный объект недвижимости закреплён на праве оперативного управления.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Кроме того, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационные жалобы не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.10.2020 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Якубовская
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.