Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Никольской О.Л, Хаянян Т.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вербий ФИО9 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности признать право на получение компенсации, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области на решение Центрального районного суда города Волгограда от 10 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Вербий Е.И. обратилась с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной компенсации.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является вдовой погибшего 5 октября 1995 года при исполнении служебных обязанностей Вербия В.В, проходившего службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по Волгоградской области, с августа 2014 года она является получателем пенсии по случаю потери кормильца, выплату которой производит Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области.
Поскольку Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" обязанность по выплате пенсий бывшим сотрудникам налоговой полиции возложена на Министерство внутренних дел Российской Федерации, истец полагала, что имеет право на назначение и выплату ежемесячной компенсации предусмотренной частью 1.1. статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако при обращении с соответствующим заявлением на имя начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду 10 марта 2016 года ответ не получила, а, обратившись с жалобой в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области 1 декабря 2018 года по факту невыплаты денежных средств, она получила отказ со ссылкой на то, что закон не предусматривает выплату ежемесячной компенсации членам семей лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, за счет бюджета Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Истец полагала, что отказ ответчика в выплате ей спорной ежемесячной денежной компенсации является незаконным и основан на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, истец просила признать за нею право на получение ежемесячной денежной компенсации к пенсии по потере кормильца в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возложить на ответчика обязанность по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации с 1 января 2015 года с последующей индексацией.
Решением Центрального районного суда города Волгограда от 10 июня 2020 года удовлетворены исковые требования Вербий Е.И.
Суд признал за Вербий Е.И. право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд возложил на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области обязанность по назначению и выплате Вербий Е.И. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2016 года ежемесячно, с последующей индексацией.
В удовлетворении остальной части требований Вербий Е.И. о возложении на ответчика обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации с 1 января 2015 года отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 сентября 2020 года решение суда первой инстанции изменено в части даты, с которой на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области подлежит возложению обязанность по назначению и выплате Вербий Е.И. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с последующей индексацией с 1 марта 2016 года на 10 марта 2016 года.
В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, в части установления даты, с которой на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области подлежит возложению обязанность по назначению компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суды не приняли во внимание то, что уполномоченным органом по назначению и выплате спорной денежной компенсации является Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, куда Вербий Е.И. обратилась только 3 декабря 2018 года. При этом обращение Вербий Е.И. в 2016 году в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду не является существенным обстоятельством по делу и не может определять дату назначения компенсации, так как Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду - самостоятельное юридическое лицо, которое не является уполномоченным органом. Более того, поступившее 18 ноября 2018 года в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области обращение Вербий Е.И. содержало просьбу о разъяснении наличия или отсутствия у нее права на получение указанной компенсации, а не о ее назначении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание Вербий Е.И. не явилась.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель Главного управления МВД России по Волгоградской области Гончаров Н.А, действующий на основании доверенности NД-1/80 от 30 декабря 2019 года, принял участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, мнение прокурора Стрелковского С.Н, полагавшего судебные постановления подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, супруг Вербий Е.И. - Вербий В.В. проходил службу в должности специалиста 2 категории хозяйственного отделения Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Волгоградской области, имел специальное звание "капитан налоговой полиции".
5 октября 1995 года Вербий В.В. погиб при выполнении служебных обязанностей.
16 ноября 1995 года приказом Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Волгоградской области от 16 ноября 1995 года Вербий В.В. исключен из списков личного состава по причине смерти.
С августа 2014 года Вербий Е.И. является получателем пенсии по случаю потери кормильца (супруга Вербий В.В.) по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Начисление и выплата Вербий Е.И. пенсии по случаю потери кормильца производится Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области.
Вербий Е.И, полагая, что имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 10 марта 2016 года обратилась с соответствующим заявлением в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду.
1 декабря 2018 года истцом подана жалоба на имя начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, из содержания которой следует, что 10 марта 2016 года она обращалась с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако, выплата ей не производится.
29 декабря 2018 года начальником Центра финансового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области Вербий Е.И. дан ответ о том, что действующим законодательством не предусмотрено сохранение права на получение ежемесячной денежной компенсации за членами семей лиц, уволенных (исключенных из списков личного состава) со службы в федеральных органах налоговой полиции, за счет бюджета Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Признавая за истцом право на назначение ежемесячной выплаты, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере социальной поддержки членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, членов семьи погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов налоговой полиции, получающих пенсию по случаю потери кормильца, супругов погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов налоговой полиции, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, истица, являясь супругой погибшего при исполнении обязанностей сотрудника налоговой полиции, в дополнение к пенсии по потере кормилица, имеет право на назначение и получение спорной ежемесячной денежной компенсации по линии ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по выплате пенсий и иных выплат лицам, приравненным по статусу к членам семьи сотрудника Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции неправильно определена дата, с которой подлежит назначение ежемесячной выплаты, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно части 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 статьи 12, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
К лицам, имеющим право на получение компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12, относится супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в браке с ним. При этом право на компенсацию, установленную частью 1.1 статьи 12, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом (пункт 1 части 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Условия и порядок осуществления выплаты компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12, а также правила исчисления денежного довольствия сотрудника, погибшего (умершего) до 1 января 2012 года, или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел до 1 января 2012 года, определяются Правительством Российской Федерации (часть 1.3 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждены Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года N 1306, ежемесячная денежная компенсация выплачивается супруге (супругу), состоящей (состоящему) на день гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходившего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевшего специальное звание полиции (далее - сотрудник), или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в браке с ним (ней), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, достигшей возраста 50 лет (достигшему возраста 55 лет) или являющейся (являющемуся) инвалидом.
Назначение ежемесячной денежной выплаты осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации соответственно (пункт 3 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года N 1306).
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2015 года, в размерах, действовавших на соответствующий год (абзац 1 пункта 9 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года N 1306).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с поименованным выше Федеральным законом приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 66 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 707, зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю, направляет в самостоятельное подразделение, территориальный орган или иной государственный орган либо орган местного самоуправления).
В соответствии с пунктом 71 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 707, обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин.
В силу пункта 8.4 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 707, сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения.
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы или иному должностному лицу является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению.
Ссылаясь на то, что дата обращения в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду не может является датой назначения ежемесячной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку принятие таких мер не относилось к компетенции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду, заявитель не учел вышеизложенные положения Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 707.
С учетом изложенного обоснование незаконности принятого апелляционного определения в части даты назначения спорной компенсации тем, что истец не обратилась в надлежащий орган внутренних дел либо его подразделение, а обратилась в ненадлежащий орган, не основано на законе.
При этом Вербий Е.И. обратилась в структурное подразделение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, по месту нахождения своего учетного дела. Более того, само заявление ею подано на бланке, специально разработанном для такого вида выплат (т. 1 л.д.180)
Ошибочное толкование заявителем положений законодательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 10 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.