Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.И, В.Н. к администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании распоряжения об уменьшении размера дополнительной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, возложении обязанности по выплате муниципальной пенсии в размере, установленном до принятия оспариваемого распоряжения по кассационной жалобе Т.И, В.Н. на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 01.06.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 23.09.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Т.И, В.Н. обратились в суд с иском к администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании распоряжения об уменьшении размера дополнительной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, возложении обязанности по выплате муниципальной пенсии в размере, установленном до принятия оспариваемого распоряжения.
Решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 01.06.2020 в удовлетворении исковых требований Т.И. и В.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 23.09.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Т.И. и В.Н. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Т.И. и В.Н. просят об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассаторов, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о муниципальной службе, о государственном пенсионном обеспечении.
В судебное заседание не явились Т.И. и В.Н.
В судебное заседание не явился представитель администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ Т.И. является получателем страховой пенсии по старости.
В соответствии с Положением, принятым решением Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О принятии Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области" было принято распоряжение администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, которым с 25.04.2012 Т.И. установлена пенсия за выслугу лет, как лицу замещавшему муниципальную должность ведущего специалиста-главного бухгалтера администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района, имеющего стаж муниципальной службы 22 года, в размере 500 руб.
На основании распоряжения администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N размер дополнительной пенсии Т.И. увеличен до 617, 18 руб.
Распоряжением администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ Т.И. установлена муниципальная пенсия в размере 5 855, 65 руб.
В соответствии с распоряжением администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ размер муниципальной пенсии Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ увеличен до 8 619, 65 руб.
В.Н. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также Положения "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Лощиновского сельского поселения", утвержденного решением Совета депутатов Лощиновского сельского поселения от 24.03.2011 N 40/65 "О принятии Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Лощиновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области", было принято распоряжение администрации Лощиновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, которым с ДД.ММ.ГГГГ В.Н. установлена пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность в размере 10 066, 92 руб.
Распоряжением администрации Лощиновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Nа с ДД.ММ.ГГГГ В.Н. назначена муниципальная пенсия в размере 5 262, 06 руб.
В последующем, распоряжением администрации Лощиновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Nа распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ Nа признано недействительным, указано об установлении с ДД.ММ.ГГГГ В.Н. размера пенсии в сумме 4 241, 83 руб.
Распоряжением администрации Лощиновского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ В.Н. установлена муниципальная пенсия в размере 1 401, 27 руб.
Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД "Об объединении отдельных сельских поселений, входящих в состав Урюпинского муниципального района Волгоградской области, о внесении изменений в Закон Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД "Об установлении границ и наделении статусом Урюпинского района и муниципальных образований в его составе" и Закон Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД "Об установлении наименований органов местного самоуправления в Волгоградской области", принятого Волгоградской областной Думой ДД.ММ.ГГГГ, с согласия населения Искринского сельского поселения и Лощиновского сельского поселения, входящих в состав Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выраженного их представительными органами, объединено Искринское сельское поселение и Лощиновское сельское поселение во вновь образованное муниципальное образование - Искринское сельское поселение.
ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области принято решение N 7/39 "Об утверждении Положения о бюджете Искринского сельского поселения на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов".
На основании решения Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в решение Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области", ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района N, в соответствии с которым размер муниципальной пенсии Т.И, В.Н. составил 3 000 руб.
Распоряжением администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, принятым в соответствии с Положением, утвержденным решением Совета депутатов Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N, размер муниципальной пенсии Т.И. уменьшен до 1 945, 92 руб, В.Н. до 2 077, 30 руб.
Настаивая на удовлетворении иска, истцы утверждают, что оспариваемым распоряжением администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N нарушаются их права и законные интересы в области социального обеспечения.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что, довод истиц о невозможности применения к истцам оспариваемого распоряжения администрации Искринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с их выходом на пенсию до его принятия, является несостоятельным, поскольку действующим законодательством полномочия по назначению, изменению порядка, условий выплаты муниципальных пенсий, в том числе ранее назначенных, отнесены к вопросам местного значения и разрешаются выборными органами местного самоуправления.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25 "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25, органам местного самоуправления принадлежит право самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", формирование расходов местных бюджетов осу-ществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Таким образом, правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к страховой пенсии по старости. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления, которые вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, корректировать установленные правила, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений нижестоящими судами не допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 01.06.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 23.09.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Т.И, В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.