Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора ОДИ ОН УГИБДД МВД по Республике Тыва Монгуша С.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 1 декабря 2020 г., решение судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 г., вынесенные в отношении Администрации муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 1 декабря 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 г, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Администрации муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва" прекращено на основании п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо выражает несогласие с судебными актами, просит их отменить.
Администрация муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва" извещена в соответствии с требованиями ч.2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представила.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении Администрации муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва" по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, Администрация допустила несоблюдение требований п.5.1 ГОСТ Р 52289-2019, не приняла соответствующие организационные меры по планированию и организации работы по содержанию автомобильных дорог и улиц с.Кызыл-Мажалык, а именно: отсутствуют знаки приоритета, дорожные разметки, разделяющие транспортные потоки, пешеходные переходы на улицах с.Кызыл-Мажалык.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о недоказанности в действиях администрации муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, мотивируя тем, что проверка в отношении юридического лица проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). С данными выводами согласился судья районного суда.
Вместе с тем, с указанными выводами согласиться нельзя. В соответствии с п.10 ч.4 ст.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок субъектов надзора в соответствии со ст. ст. 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 30 марта 2015 г. N 380 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Как следует из п. 33.5 Административного регламента, исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, помимо организации плановых и внеплановых проверок, включает в себя такую административную процедуру как систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 81 Административного регламента предусмотрено, что надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
В силу п. 83 Административного регламента при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе таких как наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.
Согласно п. п. 17, 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт. При выявлении нарушений обязательных требований безопасности по результатам исполнения государственной функции принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Как следует из представленных материалов, недостатки в содержании улично-дорожной сети, послужившие основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, были выявлены должностным лицом в результате повседневного надзора за дорожным движением, по результатам которого, в соответствии с требованиями Административного регламента был составлен соответствующий акт.
С учетом изложенного, выводы судебных инстанций о нарушении требований Федерального закона N 294-ФЗ, в части порядка организации и проведения проверки, недопустимости ее результатов, нельзя признать законными.
При таких обстоятельствах доводы жалобы заслуживают внимания. Однако, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, составляет три месяца.
Согласно материалам дела, обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении Администрации муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва", имели место 29 сентября 2020 г.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
Порядок рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов установлен ст.ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения Администрации муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва" к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления отменены быть не могут.
Руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 1 декабря 2020 г, решение судьи Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 г, вынесенные в отношении администрации муниципального района "Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора ОДИ ОН УГИБДД МВД России по Республике Тыва Монгуша С.Р. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.