Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Пушкаревой Н.В. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Улзоева Арсалана Александровича, поданной через суд первой инстанции 26 января 2021 года, на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 5 августа 2020 года по административному делу N 2а-1408/2020 по административному исковому заявлению Улзоева Арсалана Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Бурятия Степанова А.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Улзоев А.А. обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ с административным исковым заявлением к МВД по Республике Бурятия об оспаривании действий.
В обоснование требований указал, что постановлением мирового судьи судебного участка Иволгинского района Республики Бурятия от 29 декабря 2017 года он привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей и лишения права управления транспортными средствами на 1 год 6 месяцев.
8 мая 2018 года он обратился в отдел полиции N 1 Управления МВД России по г. Улан-Удэ с заявлением об утере водительского удостоверения.
В период с 13 ноября 2019 года по 22 февраля 2020 года он несколько раз обращался в органы внутренних дел по вопросу истечения срока лишения права и возможности получить водительское удостоверение. Однако согласно ответам на его обращения, заявление об утере водительского удостоверения в органы ГИБДД не поступало, поэтому течение срока лишения права не начиналось.
Полагает, что срок лишения специального права подлежит исчислению с момента подачи его заявления об утере водительского удостоверения в отдел полиции N 1 Управления МВД России по г. Улан-Удэ, в связи с чем просил обязать административного ответчика исчислить срок лишения права управления транспортными средствами с 8 мая 2018 года.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 5 августа 2020 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Улзоев А.А. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального права.
Поскольку орган ГИБДД входит в структуру МВД по Республике Бурятия, кассатор считает ошибочными выводы нижестоящих судов о том, что заявление об утере водительского удостоверения подано им в ненадлежащий орган - отдел полиции N 1 Управления МВД России по г. Улан-Удэ, который не уполномочен изымать и хранить водительское удостоверение.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением мирового судьи Иволгинского района Республики Бурятия от 28 декабря 2017 года Улзоев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев. Постановление вступило в силу 7 мая 2018 года.
13 ноября 2019 года через сайт 03.мвд.рф Улзоев А.А. обратился в Управление ГИБДД МВД по Республике Бурятия с заявлением, в котором просил указать, когда истекает срок лишения его права управления транспортными средствами, и куда следует обратиться для получения водительского удостоверения.
12 декабря 2019 года ему дан ответ за подписью командира ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия ФИО7 со ссылками на положения, установленные статьей 32.7 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации о порядке исчисления срока лишения специального права, и разъяснением, что заявление об утрате Улзоевым А.А. водительского удостоверения после лишения права управления транспортными средствами в ГИБДД не поступало.
22 декабря 2019 года Улзоев А.А. через сайт 03.мвд.рф обратился в Управление ГИБДД МВД по Республике Бурятия с аналогичным поданному ранее заявлением, к которому приложил копии заявления в отдел полиции об утрате водительского удостоверения, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и уведомления об отказе в возбуждении уголовного дела.
23 декабря 2019 года на заявление дан ответ за подписью заместителя начальника Управления ГИБДД МВД по Республике Бурятия ФИО8 со ссылкой на статью 32.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации о том, что заявление об утрате водительского удостоверения в орган, исполняющий данный вид наказания - подразделение ГИБДД, не поступало.
22 февраля 2020 года Улзоев А.А. обратился с третьим заявлением в форме электронного документа в МВД РФ.
2 марта 2020 года на заявление дан ответ за подписью начальника Управления МВД России по г. Улан-Удэ ФИО9 о том, что Улзоев А.А. не обращался в ОГИБДД Управления МВД России по г. Улан-Удэ с заявлением об утрате водительского удостоверения. Срок лишения специального права наступил 22 февраля 2020 года, окончание срока приходится на 23 августа 2021 года.
Не согласившись с ответами на его обращения, 4 марта 2020 года Улзоев А.А. обратился с письменным заявлением на имя Министра внутренних дел по Республике Бурятия.
10 марта 2020 года на обращение Улзоева А.А. дан ответ за подписью Министра ФИО10 о том, что заявление об утере водительского удостоверения подано Улзоевым А.А. в отдел полиции N 1 Управления МВД России по г. Улан-Удэ, который не является подразделением Госавтоинспекции. Согласно банку данных Госавтоинспекции срок лишения права начал исчисляться с 20 февраля 2020 года и будет окончен 20 августа 2021 года. Также разъяснено право обращения к мировому судье, вынесшему постановление, с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения решения на основании части 3 статьи 31.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая незаконными действия МВД по Республике Бурятия при даче ответа от 10 марта 2020 года на его обращение, административный истец обратился в суд.
Разрешая заявленные по существу требования и оставляя их без удовлетворения, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707 и об организации рассмотрения обращения граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установив, что после рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения Улзоеву А.А. наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что истец 8 мая 2018 года уведомил орган ГИБДД об утрате водительского удостоверения не представлено, а обращение административного истца 8 мая 2018 года в отдел полиции N1 Управление МВД России по г. Улан-Удэ не является надлежащим, поскольку данный отдел не является органом, исполняющим назначенное истцу административное наказание, исходил из того, что ответ на обращение административного истца дан в пределах компетенции государственного органа и в установленные законом сроки, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что требования Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" административным ответчиком соблюдены, ответ на обращение Улзоева А.А. дан в пределах компетенции должностных лиц и в установленные сроки, а несогласие заявителя с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о противоправности действий административного ответчика и не может служить основанием к удовлетворению административного иска.
Выводы судов являются правильными.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Федеральным законом N 59-ФЗ предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращения граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу пункта 91 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.
Согласно пункту 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагается обязанность по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи о лишении права управления транспортным средством исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
Согласно части 1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.
На основании части 1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (пункт1.1)
В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов (пункт 2).
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1191 утверждены Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, из пункта 6 данных Правил следует, что возврат водительского удостоверения осуществляется подразделениями Госавтоинспекции.
Исходя из правового смысла приведенных норм, суды обоснованно указали, что органом, исполняющим административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством, является Госавтоинспекция, в которой хранятся изъятые водительские удостоверения. Следовательно, срок лишения указанного права в случае утраты водительского удостоверения исчисляется со дня получения органами ГИБДД заявления лица об утрате удостоверения.
С учетом изложенного и фактических обстоятельств дела судебные инстанции пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Улзоева А.А, поскольку его обращение рассмотрено в установленном законом порядке, ответ дан в предусмотренные законом сроки, в рамках компетенции государственного органа и содержит разъяснения на поставленные вопросы, содержание ответа не противоречит действующему законодательству.
Несогласие же истца с данным ему ответом, как верно отметили судебные инстанции, не может являться основанием для удовлетворения его заявления и не свидетельствует о противоправности действий должностных лиц МВД по Республике Бурятия.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не находит оснований к отмене либо изменению оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном иске и апелляционной жалобе, все они были предметом изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалованном судебном постановлении.
В силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.