Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Мишиной И.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Туденевой Елены Юрьевны, поданную 12 февраля 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 13 августа 2020 года
по административному делу N 2а-7/2020 по административному исковому заявлению Туденевой Елены Юрьевны о признании незаконным решения совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" четвертого созыва от 11 октября 2019 года N 88 "О рассмотрении предложения депутатов Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" "О кандидате Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования "Улаганский район", о возложении обязанности одобрить предложение депутатов, председателя Совета депутатов включить в повестку и вынести на рассмотрение ближайшей сессии кандидатуру Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район", отмене решения Совета депутатов от 24 декабря 2019 года N 9-6, распоряжения Совета депутатов от 25 декабря 2019 года N 39.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, установила:
Туденева Е.Ю. обратилась в Улаганский районный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением о признании незаконным решения совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" четвертого созыва от 11 октября 2019 года N 88 "О рассмотрении предложения депутатов Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" "О кандидате Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования "Улаганский район", о возложении обязанности одобрить предложение депутатов, председателя Совета депутатов включить в повестку и вынести на рассмотрение ближайшей сессии кандидатуру Туденевой Е.Ю, отмене решения Совета депутатов от 24 декабря 2019 года N 9-6 "О назначении на должность председателя Контрольно - счетной палаты МО "Улаганский район! Кочубеевой Е.Г, распоряжения Совета депутатов от 25 декабря 2019 года N 39 "О прекращении полномочий Председателя Контрольно - счетной палаты МО "Улаганский район".
В обоснование требований указано, что 20 сентября 2019 года Туденева Е.Ю. письменно уведомила о том, что 2 октября 2019 года истекает срок ее полномочий в должности председателя Контрольно-счетной палаты МО "Улаганский район". 26 сентября 2019 года Туденева Е.Ю. обратилась с заявлением в Совет депутатов МО "Улаганский район" о рассмотрении ее кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО "Улаганский район". 4 октября 2019 года Туденева Е.Ю. обратилась к председателю Совета депутатов МО "Улаганский район" Санину Н.А, председателю постоянной комиссии по бюджету, предпринимательству и промышленности Тойлонову М.В. и председателю постоянной комиссии по законности и правопорядку Боделукову А.Г. с просьбой рассмотреть ее кандидатуру, выдвинутую 11 депутатами Совета депутатов МО "Улаганский район", на заседании постоянных комиссий. 11 октября 2019 года на заседании постоянных комиссий кандидатуру Туденевой Е.Ю. не допустили к рассмотрению, поскольку не предоставлены документы за 2 месяца до истечения срока полномочий согласно пункту 3 статьи 5 Положения "О Контрольно-счетной палате МО "Улаганский район". Настаивает, что в указанный срок Совет депутатов МО "Улаганский район" не работал, Санин Н.А. находился в отпуске, консультант была уволена в связи с работой секретарем в территориальной избирательной комиссии Улаганского района, главный специалист отсутствовал на работе, кабинет был постоянно закрыт. Порядок рассмотрения кандидатур на должность председателя Контрольно-счетной палаты устанавливается нормативным правовым актом или регламентом, которые должны быть разработаны. Полагает оспариваемые решения незаконными, нарушающими права заявителя.
Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 20 января 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным решение совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов МО "Улаганский район" четвертого созыва от 11 октября 2019 года N 88 "О рассмотрении предложения депутатов Совета депутатов МО "Улаганский район"" "О кандидатуре Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район". Отменено решение Совета депутатов МО "Улаганский район" от 24 декабря 2019 года N 9-6 "О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО "Улаганский район" Кончубаевой Н.Г.". На постоянные комиссии по бюджету, предпринимательству и промышленности, по законности и правопорядку Совета депутатов МО "Улаганский район" возложена обязанность одобрить предложение депутатов Совета депутатов МО "Улаганский район" "О выдвижении кандидатуры Туденевой Е.Ю." на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО "Улаганский район". На председателя Совета депутатов МО "Улаганский район" Санина Н.А. возложена обязанность включить в повестку и вынести на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов МО "Улаганский район" вопрос "О выдвижении кандидатуры Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО "Улаганский район" после вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении требования об отмене распоряжения от 25 декабря 2019 года N 39 Совета депутатов МО "Улаганский район" "О прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты МО "Улаганский район".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 13 августа 2020 года решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 20 января 2020 года отменено в части, которой удовлетворены административные исковые требования Туденевой Е.Ю. к председателю Совета депутатов МО "Улаганский район" Санину Н.А, Совету депутатов МО "Улаганский район" о признании незаконным решения совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов МО "Улаганский район" четвертого созыва от 11 октября 2019 года N 88 "О рассмотрении предложения депутатов Совета депутатов МО "Улаганский район"" "О кандидатуре Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район" в части отмены решения Совета депутатов МО "Улаганский район" от 24 декабря 2019 года N 9-6 "О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО "Улаганский район"" Кончубаевой Н.Г."; а также возложении на постоянные комиссии по бюджету, предпринимательству и промышленности, по законности и правопорядку Совета депутатов МО "Улаганский район" обязанности одобрить предложения депутатов Совета депутатов МО "Улаганский район" "О выдвижении кандидатуры Туденевой Е.Ю." на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО "Улаганский район"; также возложении на председателя Совета депутатов МО "Улаганский район" Санина Н.А. обязанности включить в повестку и вынесению на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов МО "Улаганский район" вопроса "О выдвижении кандидатуры Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО "Улаганский район"". В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Туденевой Е.Ю. к председателю Совета депутатов МО "Улаганский район" Санину Н.А, Совету депутатов МО "Улаганский район" о признании решения совместного заседания постоянных комиссий незаконным, об обязании постоянных комиссий одобрить предложение депутатов, а
председателя Совета депутатов включить в повестку и вынести на рассмотрение ближайшей сессии кандидатуру Туденевой Е.Ю, об отмене решения Совета депутатов от 24 декабря 2019 года N 9-6 отказано. В остальной части решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 20 января 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Туденевой Е.Ю. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе, контрольно-счетный орган муниципального образования, который создается представительным органом муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона N 131-ФЗ порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), Федеральным законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона N 6-ФЗ предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования вносятся в представительный орган муниципального образования: председателем представительного органа муниципального образования; депутатами представительного органа муниципального образования - не менее одной трети от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования; главой муниципального образования.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона N 6-ФЗ предложения о кандидатурах на должности заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования вносятся в представительный орган муниципального образования в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом или регламентом представительного органа муниципального образования (часть 10 статьи 6 Федерального закона N 6-ФЗ).
Согласно статье 57 Устава Муниципального образования "Улаганский район", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район от 26 февраля 2015 года N 11-4, контрольно - счетная палата муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий контрольные функции, председатель которого назначается Советом депутатов сроком на 5 лет, порядок формирования, структура, компетенция, порядок деятельности определяется полномочием, утвержденным Советом депутатов.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" от 22 мая 2018 года N 29-8 утвержден Регламент Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" в новой редакции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Контрольно-счетная палата муниципального образования "Улаганский район" образована решением Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" от 10 апреля 2014 года N 6-2 "О создании Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район", опубликованным в официальном печатном издании - районной газете "Улаганнын солундары" N 16 (600) от 12 апреля 2014 года.
С 2 октября 2014 года по 25 декабря 2019 года Туденева Е.Ю. являлась председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район", ее полномочия истекали 2 октября 2019 года.
31 июля 2019 года председатель Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" Санин Н.А, руководствуясь статьей 6 Федерального закона N 6-ФЗ, внес в Совет депутатов муниципального образования "Улаганский район" предложение о кандидатуре Кончубаевой Н.НГ. на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район", кандидатура была согласована с председателем Контрольно-счетной палаты Республики Алтай.
20 сентября 2019 года председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район" Туденева Е.Ю. уведомила Совет депутатов муниципального образования "Улаганский район" об истечении срока ее полномочий 2 октября 2019 года.
26 сентября 2019 года Туденева Е.Ю. обратилась с заявлением о рассмотрении ее кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район".
4 октября 2019 года Туденева Е.Ю. обратилась к председателю Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" Санину Н.А, председателю постоянной комиссии по бюджету, предпринимательству и промышленности Тойлонову М.В. и председателю постоянной комиссии по законности и правопорядку Боделукову А.Г. с заявлением о рассмотрении ее кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район", выдвинутой депутатами Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район", приложив предложение о выдвижении кандидатуры Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район", подписанное группой депутатов Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" 4 октября 2019 года.
Решением от 11 октября 2019 года N 28 совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" четвертого созыва, предложение группы депутатов Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" "О кандидатуре Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район" отклонено. Согласно пояснительной записке, предложение отклонено в связи с истечением срока подачи предложений. Отклонено предложение Туденевой Е.Ю. в связи с отсутствием субъекта выдвижения.
Согласно Положению о Контрольно-счетной палате муниципального образования "Улаганский район", утвержденного решением сессии Совета депутатов МО "Улаганский район" N 1-11 от 19 сентября 2018 года, кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район" представляются в представительный орган муниципального образования не позднее чем за два месяца до истечения полномочий действующего председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район". Учитывая нарушение сроков подачи, а также (по заявлению Туденевой Е.Ю.) за отсутствием субъекта выдвижения комиссия не может рекомендовать Совету депутатов муниципального образования "Улаганский район" рассмотреть настоящее предложение на очередной сессии.
Согласно протоколу N 7 очередной сессии Совета депутатов МО "Улаганский район" от 11 октября 2019 года принято решение о переносе рассмотрения на ближайшую сессию Вопроса о назначении председателя Контрольно - счетной палаты МО "Улаганский район".
Из протокола N 9 девятой очередной сессии Совета депутатов МО "Улаганский район" от 24 декабря 2019 года, следует, что по включенному в повестку дня вопросу о назначении председателя Контрольно - счетной палаты МО "Улаганский район" по результатам голосования принято решение о назначении Кончубаевой Н.Г.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" от 24 декабря 2019 года N 9-6 по результатам голосования Кончубаева Н.Г. назначена председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район".
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований и принимая в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции указал, что порядок замещения должности председателя контрольно-счетного органа (включая установление квалификационных требований для замещения указанной должности) имеет специальное правовое регулирование. Решение по кандидатуре Туденевой Е.Ю. на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район" принято на совместном заседании постоянных комиссий Совета депутатов 11 октября 2019 года с соблюдением установленных требований к порядку принятия и форме данного акта, решение принято большинством голосов. Указанное решение не противоречит требованиям Устава муниципального образования "Улаганский район", Регламенту Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район", утверждённому решением Совета депутатов от 22 мая 2018 года N 29-8. Кроме того, решение Совета депутатов Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" от 24 декабря 2019 года N 9-6 "О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Улаганский район" Кончубаевой Н.Г." принято с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и форме данного акта. Кворум при принятии оспариваемого решения имелся. Решение принято большинством голосов (10 депутатов из числа присутствующих 17 при установленной численности - 19 депутатов). Кончубаева Н.Г. прошла предусмотренную законом процедуру для определения ее соответствия этой должности и отбор среди других кандидатов. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах компетенции, не нарушает принципов организации и функционирования местного самоуправления.
Выводы судебной коллегии апелляционного суда являются правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку не опровергают правильность его выводов, существенного нарушения норм права, которые повлияли на результат разрешения дела, не подтверждают.
Доводы кассационной жалобы о применении нормативного акта органа местного самоуправления не опубликованного в установленном порядке, соответственно, не имеющего юридический силы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку обжалуемые решения приняты представительным органом муниципального образования в пределах его компетенции необходимым большинством присутствовавших на заседании депутатов с соблюдением установленного порядка, при принятии решений по вопросам назначения председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Регламент Совета депутатов Муниципального образования "Улаганский район" был соблюден.
Доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание юридической силы представленных в материалах дела Положений "О контрольно - счетной палате МО "Улаганский район", не могут повлечь отмены судебного акта апелляционной инстанции, поскольку при разрешении требований судом апелляционной инстанции не допущено нарушений требований федеральных законов, регулирующих спорные правоотношения. Неверные выводы судебной коллегии апелляционной инстанции об отсутствии обязанности публикации нормативно - правовых актов органов местного самоуправления в полном объеме, не повлекли неправильные выводы судебной коллегии.
Доводы кассационной жалобы, направленные на защиту интересов иных лиц, не могут быть приняты во внимание, поскольку заявитель не вправе выступать в защиту интересов иных лиц, в том числе депутатов, высказавшихся за выдвижение кандидатуры Туденевой Е.Ю.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции по существу правильными, юридически значимые для настоящего административного дела обстоятельства определены верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, которые бы могли повлечь безусловную отмену апелляционного определения, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 13 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.