Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-270/2020; УИД: 54RS0018-01-2019-003750-76 по иску Дрозденко Ивана Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 7 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) Порошиной О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Дрозденко И.И. и его представителя Мелкова Д.Н, поддержавших доводы возражений на кассационную жалобу, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дрозденко И.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное), пенсионный орган).
Требования мотивированы тем, что решением ответчика от 23 сентября 2019 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документов, подтверждающих требуемый стаж на соответствующих видах работ (не менее 12 лет 06 месяцев работы по Списку N 2).
Пенсионный орган не засчитал в специальный страховой стаж периоды работы в должности "Электросварщик", "Газоэлектросварщик 4 и 5 разряда", "Газосварщик 5 разряда", "Электрогазосварщик".
Считает решение пенсионного органа необоснованным и незаконным.
Истец, уточнив исковые требования, просил включить в специальный стаж (работы с тяжелыми условиями труда), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) периоды работы в должности:
с 22 октября 1990 г. по 26 июня 1991 г. - "Электросварщик", с 26 июня 199 1г. по 22 июня 1993 г. - "Газоэлектросварщик 4 разряда", с 22 июня 1993 г. по 23 марта 1994 г. - "Газоэлектросварщик 5 разряда" в Павлодарской автоколонне N;
с 6 апреля 1994 г. по 15 мая 1998 г. - "Газосварщик 5 разряда" в Совхозе имени 19 Партсъезда Железинского района Павлодарской области (МТМ) 5);
с 1 февраля 2011 г. по 1 января 2013 г. - "Электрогазосварщик" в ООО "Теплосервис";
с 1 декабря 2013 г. по 31 марта 2014 г. - "Электрогазосварщик 5 разряда" в МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево";
с 1 апреля 2014 г. по 8 октября 2018 г. - "Электрогазосварщик" в МУП "ЖЭО".
Признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать пенсионный орган назначить ему страховую пенсию по старости досрочно с 6 июля 2019 г.
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 7 июля 2020 г. ГУ УПФ РФ в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) обязано включить Дрозденко И.И. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды его трудовой деятельности:
с 22 октября 1990 г. по 26 июня 1991 г. в должности "Электросварщик", с 26 июня 1991 г. по 22 июня 1993 г. в должности "Газоэлектросварщик 4 разряда", с 22 июня 1993 г. по 23 марта 1994 г. в должности "Газоэлектросварщик 5 разряда" в Павлодарской автоколонне N;
с 1 февраля 2011 г. по 1 января 2013 г. в должности "Электрогазосварщик" в ООО "Теплосервис".
с 1 декабря 2013 г. по 31 марта 2014 г. в должности "Электрогазосварщик 5 разряда" в МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево".
с 1 апреля 2014 г. по 8 октября 2018 г. в должности "Электрогазосварщик" в МУП "ЖЭО".
За Дрозденко И.И. признано право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 6 июля 2019 г. и ГУ УПФ РФ в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) обязано назначить и выплачивать Дрозденко И.И. досрочную страховую пенсию по старости в связи с выработкой установленного стажа с 6 июля 2019 г.
В удовлетворении требований по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода трудовой деятельности истца с 6 апреля 1994 г. по 15 мая 1998 г. в должности "Газосварщик 5 разряда" в Совхозе имени 19 Партсъезда Железинского района Павлодарской области (МТМ) отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 ноября 2020 г. постановлено:
"решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 7 июля 2020 г. в части обязания ГУ УПФ РФ в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период трудовой деятельности Дрозденко И.И. с 1 февраля 2011 г. по 1 января 2013 г. в должности электрогазосварщика в ООО "Теплосервис" - отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требования Дрозденко И.И. о включении в специальный стаж (работы с тяжелыми условиями труда), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периода работы с 1 февраля 2011 г... по 1 января 2013 г. в должности электрогазосварщика в ООО "Теплосервис" - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) удовлетворить частично".
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) Порошина О.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений в части включения Дрозденко И.И. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды его трудовой деятельности: с 22 октября 1990 г. по 26 июня 1991 г. в должности "Электросварщик", с 26 июня 1991 г. по 22 июня 1993 г. в должности "Газоэлектросварщик 4 разряда", с 22 июня 1993 г. по 23 марта 1994 г. в должности "Газоэлектросварщик 5 разряда" в Павлодарской автоколонне N; с 1 декабря 2013 г. по 31 марта 2014 г. в должности "Электрогазосварщик 5 разряда" в МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево"; с 1 апреля 2014 г. по 8 октября 2018 г. в должности "Электрогазосварщик" в МУП "ЖЭО", и назначении пенсии с 6 июля 2019 г. Просит в удовлетворении исковых требований Дрозденко И.И. отказать в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Дрозденко И.И. - Мелковым Д.Н. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) Порошиной О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Дрозденко И.И. и его представителя Мелкова Д.Н, поддержавших доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений были допущены судебными инстанциями.
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, что решением ответчика N от 23 сентября 2019 г. Дрозденко А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с отсутствием документов, подтверждающих требуемый стаж на соответствующих видах работ (не менее 12 лет 06 месяцев работы по Списку N 2). Право на страховую пенсию по старости у Дрозденко И.И. возникнет по достижению 65 лет (06 июля 2029 года).
В специальный стаж истца не включены периоды работы истца в должности "Электросварщик", "Газоэлектросварщик 4 и 5 разрядов" в Павлодарской автоколонне N; в должности "Электрогазосварщик" в ООО "Теплосервис"; в должности "Электрогазосварщик 5 разряда" в МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево"; в должности "Электрогазосварщик" в МУП "ЖЭО", так как документально не подтвержден факт работы заявителя в эти периоды и факт уплаты в эти периоды страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об удовлетворении иска в части включения в специальный страховой стаж истца периодов работы с 22 октября 1990 г. по 26 июня 1991 г. в должности "Электросварщик", с 26 июня 1991 г. по 22 июня 1993 г. в должности "Газоэлектросварщик 4 разряда", с 22 июня 1993 г. по 23 марта 1994 г. в должности "Газоэлектросварщик 5 разряда" в Павлодарской автоколонне N 2564; с 01 февраля 2011 г. по 01 января 2013 г. в должности "Электрогазосварщик" в ООО "Теплосервис", с 01 декабря 2013 г. по 31 марта 2014 г. в должности "Электрогазосварщик 5 разряда" в МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево", 01 апреля 2014 г. по 08 октября 2018 г. в должности "Электрогазосварщик" в МУП "ЖЭО", поскольку истец в указанные периоды в течение полного рабочего дня был непосредственно занят на работах с тяжелыми условиями труда, как то предусмотрено Списком N 2.
При этом судом первой инстанции отказано в удовлетворении исковых требований о включении специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода трудовой деятельности истца с 06 апреля 1994 г. по 15 мая 1998 г. в должности "Газосварщик 5 разряда" в Совхозе имени 19 Партсьезда Железинского района Павлодарской области (МТМ), поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт работы в данный период в условиях полного рабочего дня.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции частично согласился, при этом отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требования Дрозденко И.И. о включении в специальный стаж (работы с тяжелыми условиями труда), дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периода работы с 1 февраля 2011 г. по 1 января 2013 г. в должности электрогазосварщика в ООО "Теплосервис", поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт работы с тяжелыми условиями труда и в течении полного рабочего дня.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются: (раздел XXXIII "Общие профессии") газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусматривались профессии газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных (раздел XXXII). При этом требований о подтверждении занятости рабочих указанных профессий на резке и ручной сварке, в отличие от Списка N 2 от 26 января 1991 г, названный Список не содержит.
Согласно письму Госкомтруда СССР от 20 апреля 1967 г. N 653-ИГ, профессия "сварщик" по характеру выполняемой работы и условиям труда одинакова с профессиями "газосварщик" и "электросварщик", поэтому право сварщиков на льготную пенсию определяется по тем же условиям, что и электросварщиков.
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 3073-17, Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 августа 2000 г. N 06-27/7017 "О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков" правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. "Электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздела XXXIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Аналогичные разъяснения содержались и в пункте 2 Разъяснений "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", утвержденных Приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N235 от 8 января 1992 г.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются с 2013 года для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Размер дополнительных тарифов устанавливается в зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, в соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О специальной оценке условий труда".
Между тем судебные инстанции при рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям не применили, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о наличии у истца специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Делая вывод о том, что работа Дрозденко И.И. с 22 октября 1990 г. по 26 июня 1991 г. в должности "Электросварщик", с 26 июня 1991 г. по 22 июня 1993 г. в должности "Газоэлектросварщик 4 разряда", с 22 июня 1993 г. по 23 марта 1994 г. в должности "Газоэлектросварщик 5 разряда" в Павлодарской автоколонне N 2564 соответствует работе, предусмотренной Списком N 2, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суды нижестоящих инстанций исходили из представленных в материалы дела уточняющих архивных справок.
Вместе с тем, представленные документы не содержат сведений о том, что работа истца электрогазосварщиком/газоэлектросварщиком в спорные периоды была связана именно с работой на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, как это предусмотрено Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда от 26 января 1991 г. N 10.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, лишь подтверждают факт работы истца в спорные периоды электрогазосварщиком/газоэлектросварщиком и не содержат сведений относительно вида сварки, а также относительно занятости истца на работах по ручной сварке в течение полного рабочего дня, в то время как основанием включения в специальный стаж периодов работы для досрочного назначения пенсии является именно характер ее выполнения в определенных условиях, который в данном случае документально не подтвержден.
Включая период работы истца с 1 апреля 2014 г. по 8 октября 2018 г. в должности "Электрогазосварщик" в МУП "ЖЭО" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суды приняли во внимание справку, уточняющую особый характер работы в указанный период, выданную МУП "ЖЭО", согласно которой работа в спорный период дает право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда по списку N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда от 26 января 1991 г. N 10. При этом судами оставлена без внимания справка N 2 от 26 июля 2019 г, представленная МУП "ЖЭО" в пенсионный орган, в соответствии с которой МУП "ЖЭО" не зарегистрировано, как имеющее льготные профессии, в том числе электрогазосварщик, в Управлении Пенсионного фонда Искитимского района, и не отчитывается по данной профессии в УПФ РФ. Суд не выяснил, по какой причине работодатель сначала документально не подтвердил право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а затем выдал справку иного содержания, тем самым не устранил противоречия между имеющимися в материалах дела документами, выданными одним работодателем и имеющими существенные противоречия.
Между тем устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесения решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Делая вывод о том, что работа истца в периоды с 01 декабря 2013 г. по 31 марта 2014 г. в должности "Электрогазосварщик 5 разряда" в МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево", 01 апреля 2014 г. по 08 октября 2018 г. в должности "Электрогазосварщик" в МУП "ЖЭО", соответствует работе, предусмотренной Списком N 2, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суды исходили из справок указанных работодателей, уточняющих особый характер работ в указанные периоды.
Вместе с тем, уточняющие справки не содержат указание на особые условия труда, в которых осуществлялась трудовая деятельность истца в указанный период, а именно сведений о том, что работа истца электрогазосварщиком/газоэлектросварщиком в спорные периоды была связана именно с работой на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, как это предусмотрено Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда от 26 января 1991 г. N 10.
Кроме того, судебными инстанциями при установлении значимых по делу обстоятельств - выполнение истцом в спорные периоды работы в особых условиях, не дана оценка сведениям индивидуального персонифицированного учета, в которых, как следует из решения ответчика от 23 сентября 2019 г, не содержатся данные об особых условиях работы истца, ее характере. Сведения индивидуального персонифицированного учета в материалах гражданского дела отсутствуют, из протоколов судебных заседаний суда первой и суда апелляционной инстанции следует, что указанные сведения судами не запрашивались и не исследовались.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления в части включения Дрозденко И.И. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды его трудовой деятельности: с 22 октября 1990 г. по 26 июня 1991 г. в должности "Электросварщик", с 26 июня 1991 г. по 22 июня 1993 г. в должности "Газоэлектросварщик 4 разряда", с 22 июня 1993 г. по 23 марта 1994 г. в должности "Газоэлектросварщик 5 разряда" в Павлодарской автоколонне N 2564; с 1 декабря 2013 г. по 31 марта 2014 г. в должности "Электрогазосварщик 5 разряда" в МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево"; с 1 апреля 2014 г. по 8 октября 2018 г. в должности "Электрогазосварщик" в МУП "ЖЭО", и назначении пенсии с 6 июля 2019 г. подлежат отмене, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего дела не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно наличие у Дрозденко И.И. специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 7 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 ноября 2020 г. в части включения Дрозденко И.И. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды его трудовой деятельности: с 22 октября 1990 г. по 26 июня 1991 г. в должности "Электросварщик", с 26 июня 1991 г. по 22 июня 1993 г. в должности "Газоэлектросварщик 4 разряда", с 22 июня 1993 г. по 23 марта 1994 г. в должности "Газоэлектросварщик 5 разряда" в Павлодарской автоколонне N 2564; с 1 декабря 2013 г. по 31 марта 2014 г. в должности "Электрогазосварщик 5 разряда" в МУП "Расчетно-кассовый центр р.п. Линево"; с 1 апреля 2014 г. по 8 октября 2018 г. в должности "Электрогазосварщик" в МУП "ЖЭО", и назначении пенсии с 6 июля 2019 г. отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Искитимский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.