Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N19RS0002-01-2020-001432-39 (2-1113/2020) по иску С.М.П. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить денежную выплату, по кассационной жалобе С.М.П. на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
С.М.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее - УПФР в г. Черногорске) о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить денежную выплату.
В обоснование требований истец указал, что в марте 1969 года он принимал участие в боевых действиях в районе острова Даманский, имеет удостоверение ветерана - участника Великой Ответственной войны.
Поскольку удостоверение подтверждает его статус как ветерана-участника Великой Ответственной войны, имеющего право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ), полагал, что имеет право на получение единовременной денежной выплаты в размере 75 000 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Между тем, ответчиком ему отказано в спорной выплате.
Просил признать незаконным отказ ответчика в выплате единовременной денежной выплаты ко дню Победы в Великой Отечественной войне, возложить на Управление обязанность произвести ему единовременную выплату в размере 75 000 руб.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 ноября 2020 г. решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 августа 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, С.М.П. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы повторяет основания иска, настаивая на том, что имеет право на указанную выплату..
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судами установлено и следует из материалов дела, что С.М.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником боевых действий на острове Даманском.
25 сентября 2017 г. Управлением ФСБ России по Республике Хакасия С.М.П. выдано удостоверение ветерана участника войны, имеющего право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
9 апреля 2020 г. С.М.П. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему единовременной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100.
Решением УПФР в г. Черногорске от 20 апреля 2020 г. N в назначении данной выплаты истцу отказано.
Не согласившись с отказом пенсионного органа в осуществлении единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований С.М.П, суд первой инстанции исходил из того, что Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 N 100 определен круг лиц, которые непосредственно имели отношение к событиям Великой Отечественной войны, участники боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года к таковым не относятся, а потому право на получение спорной выплаты у истца не возникло.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 1 данной статьи).
В силу подп. "а" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе, относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что истец имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных ст. 15 вышеупомянутого Федерального закона.
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа УПФР в г. Черногорске в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". истец в исковом заявлении ссылался на то, что он как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 г. приравнен к категории участника Великой Отечественной войны.
Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, также определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены, в том числе боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 г.
Как правильно указано судами, боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 г, не отнесены положениями ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подп. "а" - "и" подп. 1 п. 1 ст. 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее ст. 39 (ч. 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и N 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." постановлено следующее: инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. 1 - 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75 000 рублей;
ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 50 000 рублей.
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку ежегодной денежной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (п.2 Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 г. N 241 утверждены Правила осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации "Об осуществлении единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", согласно которым единовременная выплата осуществляет гражданам, указанным в п. 2 настоящих Правил, к которым участники боевых действий на острове Даманский также не отнесены.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что положения Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. N 100 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
Установив юридически значимые обстоятельства, применив указанные нормы права, суды пришли к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения иска.
Доводы кассатора о том, что вышеупомянутый Указ Президента Российской Федерации относится ко всем лицам, имеющим статус ветерана (участника) Великой Отечественной войны, основан на неверном субъективном толковании указанных правовых норм.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.М.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.