Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Шефер И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-904/2020, УИД 38RS0017- 01-2020-001898-87 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Чернышевой Надежды Иннокентьевны к администрации Порогского муниципального образования, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности включить жилое помещение в границы чрезвычайной ситуации, принять решение, оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татуева Е.А, действующего на основании доверенности, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Свердловского районного суда г. Иркутска, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нижнеудинский межрайонный прокурор Иркутской области обратился в суд в интересах Чернышевой Н.И. к администрации Порогского муниципального образования, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности включить жилое помещение в границы чрезвычайной ситуации, принять решение, оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Чернышевой Н.И, в котором она просит прокурора оказать содействие в получении социальных выплат, связанных с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2019 г. удовлетворены в полном объёме исковые требования прокурора в интересах Чернышевой Н.И. об установлении факта утраты жилого дома в результате наводнения в июне 2019 года и признании за нею права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
13 ноября 2019 г. Чернышева Н.И. обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Вместе с тем решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" не принято. Принятие администрацией Порогского муниципального образования постановления от 16 сентября 2019 г. N "О сносе индивидуальных жилых домов и расселении граждан из аварийного жилищного фонда в Порогском муниципальном образовании", которым жилой дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, не повлекло реализацию права Чернышевой Н.И. на получение меры социальной поддержки, поскольку жилое помещение не включено в перечень жилых помещений, находившихся в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации.
Прокурор просил возложить обязанность на администрацию Порогского муниципального образования включить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признанное пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Порогского муниципального образования, непригодным для проживания, в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Порогского муниципального образования в июне 2019 года; на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" - принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в отношении Чернышевой Н.И.; на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Чернышевой Н.И.; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 декабря 2020 г, исковые требования прокурора удовлетворены частично. Суд возложил обязанность на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в отношении Чернышевой Н.И.; на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - оформить и выдать истцу свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В удовлетворении исковых требований Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Чернышевой Н.И. о возложении обязанности на администрацию Порогского муниципального образования включить жилое помещение, признанное пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Порогского муниципального образования, непригодным для проживания, в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Порогского муниципального образования в июне 2019 года суд отказал.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит отменить решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 декабря 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
27 июня 2019 г. Указом Губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования N 934 от 26 июня 2019 г. с 29 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём" (вместе с "Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", "Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения") (далее - постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп) установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чернышева Н.И. является собственником жилого дома общей площадью 40, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Согласно техническому заключению ООО "БайкалРемПутьМаш" N по обследованию в рамках муниципального контракта N от 9 сентября 2019 г. жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", зафиксированы дефекты и повреждения конструкций и внутренней отделки, возникшие по причине затопления дома паводком. Грунтовое основание частично размыто, в подполье более трёх месяцев (на момент осмотра) находится стоячая вода, доски пола поражены гнилью. Учитывая, что физический износ строительных конструкций объекта составляет более 75%, при котором состояние оценивается как аварийное, здание рекомендовано к сносу (л.д. 13-15).
Из акта обследования помещения N от 13 сентября 2019 г. следует, что в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, произошло затопление жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", вследствие чего повреждены основные конструктивные элементы здания, а именно грунтовое основание частично размыто, в подполье более трёх месяцев находится сточная вода, доски пола поражены гнилью (л.д. 18, 19).
Заключением межведомственной комиссии от 19 сентября 2019 г. N, назначенной постановлением администрации Порогского муниципального образования от 28 июня 2019 г. N, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан непригодным к проживанию в соответствии с пунктами 10, 33, 36, 38, 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (л.д.21, 22).
Постановлением администрации Порогского муниципального образования от 16 сентября 2019 г. N "О сносе индивидуальных домом и расселении граждан из аварийного жилищного фонда в Порогском муниципальном образовании", жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.17).
Вступившим в законную силу 27 января 2020 г. решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2019 г. установлен факт утраты жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, за Чернышевой Н.И. признано право на получение социальных выплат, связанных с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, а именно на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556. Решение суда обращено к немедленному исполнению (л.д. 23-33).
13 ноября 2019 г. Чернышева Н.И. обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д.11, 112).
Приказом Областного государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 23 декабря 2019 г. N Чернышевой Н.И. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктом 2 пункта 18 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп (л.д.109).
Письмом Областного государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 24 декабря 2019 г. N Чернышевой Н.И. сообщено о принятом решении об отказе в выдаче свидетельства (л.д.107, 108).
Согласно ответу N от 31 марта 2020 г. на заявление Чернышевой Н.И, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" лишено возможности принять решение о выдаче свидетельства Чернышевой Н.И. в соответствии с нормами Положения "О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп (л.д. 70-73).
В качестве причин отказа в ответе указано на то, что жилой дом Чернышевой Н.И. не включён в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Из ответа главы Порогского муниципального образования от 14 мая 2020 г. N в адрес Нижнеудинской межрайонной прокуратуры следует, что дом по адресу: "адрес", в границы затопленных территорий чрезвычайной ситуации не входит. Дом пострадал из-за грунтовых вод, которые образовались из-за паводка в июне 2019 года. При личном обращении главы Порогского муниципального образования к Губернатору Иркутской области о внесении данного адреса с грунтовыми водами в зону затопления был отказ о расширении зон.
Постановлением Администрации Порогского муниципального образования N от 28 июня 2019 г. определены границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате летнего наводнения 26 июня 2019 г. на территории Порогского муниципального образования (л.д. 61-62).
Постановлением Правительства Иркутской области N558-пп от 17 июля 2019 г. установлено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области, в т.ч. село Порог Порогского муниципального образования в границах улиц, среди которых улица "данные изъяты" не указана.
Постановлением Правительства Иркутской области N 1147-пп от 30 декабря 2019 г. внесены изменения в описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населённых пунктов муниципальных образований Иркутской области, установленное Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп, изложив его в новой редакции, в т.ч. в Порогском муниципальном образовании с. Порог.
Приказом Енисейского бассейнового водного управления N 55 от 25 февраля 2020 г. установлены зоны подтопления территории в границах населённого пункта с. Порог Нижнеудинского района Иркутской области (л.д.148-166).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Чернышевой Н.И. о возложении обязанности на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в отношении Чернышевой Н.И, а также о возложении обязанности на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Чернышевой Н.И, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1, 2, 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", статьи 5, части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, исходил из того, что право Чернышевой Н.И. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп установлено вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2019 г. Указанным решением установлено, что жилой дом, принадлежащий Чернышевой Н.И, находится в зоне затопления и его разрушение вызвано паводком.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию Порогского муниципального образования включить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признанное пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Порогского муниципального образования, непригодным для проживания, в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Порогского муниципального образования в июне 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что принятия такого решения не требуется, поскольку вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2019 г. за истцом Чернышевой Н.И. уже признано право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N556, которое содержит суждение о нахождении спорного жилого дома в зоне затопления и его разрушении от воздействия паводка.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание, что с учётом внесённых постановлением Правительства Иркутской области N 1147-пп от 30 декабря 2019 г. изменений в описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области определённых в Постановлении Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп, в зону подтопления вошло с. Порог Порогского муниципального образования, а также учёл изменения, внесённые постановлением Правительства Иркутской области от 5 ноября 2020 г. N 898-пп в Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, согласно которым предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты, обязывающее государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включённое в перечень, утверждённый нормативным правовым актом указанного министерства, принять решение о выдаче свидетельства и (или) министерство социального развития выдать свидетельство.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, в том числе, о том, что отсутствует совокупность условий, предусмотренных законодательством для получения Чернышовой Н.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильём, в частности отсутствуют сведения о нахождении утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327 1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом установлено, что жилой дом истца включён в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, с учётом изменений, внесённых Постановлением Правительства Иркутской области N 1147-пп от 30 декабря 2019 г, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для возложении обязанности на администрацию Порогского муниципального образования включить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" в границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Порогского муниципального образования в июне 2019 года.
Право на получение социальных выплат, связанных с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, а именно на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп признано за Чернышевой Н.И. решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 ноября 2019 г, вступившим в законную силу 27 января 2020 г, имеющим в силу статьи 61 ГПК РФ преюдициальное значение.
В решении суда и апелляционном определении приведён исчерпывающий перечень толкований норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Шефер
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.