Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1258/2020 (УИД: 42RS0009-01-2020-001153-27) по иску Дерягина Евгения Валерьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 10 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дерягин Евгений Валерьевич (далее - Дерягин Е.В, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Дерягин Е.В. указал, что обратился в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 31 декабря 2019 г. N Дерягину Е.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого стажа работы, в наличии 12 лет 4 месяца 21 день, при требуемом - 12 лет 6 месяцев.
При этом УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) не засчитаны периоды работы с 12 октября 2001 г. по 5 мая 2002 г. по профессии прораб в ООО ПСК "АСИ - Спецстрой", с 6 мая 2002 г. по 1 октября 2002 г. по профессии прораб в ООО "АСИ-Строй", с 20 января 2003 г. по 4 мая 2003 г. по профессии прораб в ЗАО "Кузбасс строй-сервис".
Обращаясь с иском в суд, Дерягин Е.В. ссылался на то, что все спорные периоды работы подтверждены соответствующими справками, в которых подтверждаются периоды работы, характер работы, и указано, что работал он полный рабочий день.
Дерягин Е.В. просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 31 декабря 2019 г. N в части отказа во включении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы: с 12 октября 2001 г. по 5 мая 2002 г. по профессии прораб в ООО ПСК "АСИ - Спецстрой", с 6 мая 2002 г. по 1 октября 2002 г. по профессии прораб в ООО "АСИ-Строй", с 20 января 2003 г. по 4 мая 2003 г. по профессии прораб в ЗАО "Кузбасс строй-сервис", назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить указанные периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости со 2 ноября 2019 г.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 10 сентября 2020 г. исковые требования Дерягина Е.В. удовлетворены. Решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 31 декабря 2019 г. N в части не включения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы Дерягина Е.В. с 12 октября 2001 г. по 5 мая 2002 г, с 6 мая 2002 г. по 1 октября 2002 г, с 20 января 2003 г. по 4 мая 2003 г. На УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы Дерягина Е.В. с 12 октября 2001 г. по 5 мая 2002 г. по профессии прораб в ООО "ПСК - Спецстрой", с 6 мая 2002 г. по 1 октября 2002 г. по профессии прораб в ООО "АСИ - Строй", с 20 января 2003 г. по 4 мая 2003 г. по профессии прораб в ЗАО "Кузбасс строй - сервис", назначить Дерягину Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со 2 ноября 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 декабря 2020 г. решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 10 сентября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 10 сентября 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 декабря 2020 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Дерягин Е.В, сведений о причине неявки не представил, представитель ответчика УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), просивший рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Дерягин Е.В, "дата" года рождения, обратился 7 октября 2019 г. в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 31 декабря 2019 г. N Дерягину Е.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Бесспорный специальный стаж Дерягина Е.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", на момент обращения в пенсионный орган составлял 12 лет 4 месяца 21 день, при требуемом - 12 лет 6 месяцев.
При этом УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) в специальный стаж Дерягина Е.В. в том числе не засчитаны периоды работы:
- с 12 октября 2001 г. по 5 мая 2002 г. в должности прораба в ООО ПСК "АСИ - Спецстрой", по мотиву того, что не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня, стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден. Страхователем стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями. Страхователь снят с учета 12 мая 2003 г.;
- с 6 мая 2002 г. по 1 октября 2002 г. по профессии прораб в ООО "АСИ-Строй" по мотиву того, что не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня, стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден. Страхователем стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями. Страхователь снят с учета 17 апреля 2015 г.;
- с 20 января 2003 г. по 4 мая 2003 г. по профессии прораб в ЗАО "Кузбасс строй-сервис" по мотиву того, что не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня, стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден. Страхователем стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями. Страхователь снят с учета 29 июля 2009 г.
Дерягин Е.В. зарегистрирован в системе индивидуального персонифицированного учета с 25 сентября 1998 г.
Согласно справке, выданной ООО ПСК "АСИ-Спецстрой", в период с 12 октября 2001 г. по 5 мая 2002 г. Дерягин Е.В. действительно работал в ООО Промышленно-строительной компании "АСИ-Спецстрой" по профессии прораб на строительном участке по организации и выполнению строительных и монтажных работ с полным рабочим днем (приказы от 12 октября 2001 г. N, от 5 мая 2002 г. N). Данная профессия относится к Списку N 2 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", подраздел СП 1-2, код 22900006-24441 "Перечня рабочих мест, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Справка выдана на основании личной карточки Т-2, лицевых счетов, приказов, табеля выходов, характеристики работ, технологии производства.
Из справки, выданной 9 октября 2002 г. ООО "АСИ- Строй", следует, что Дерягин Е.В. действительно работал в ООО "АСИ-Строй" по профессии прораб на строительном участке по организации и выполнению строительных и монтажных работ с полным рабочим днем с 6 мая 2002 г. по 1 октября 2002 г. (приказы от 6 мая 2002 г. N, от 1 октября 2002 г. N). Данная профессия относится к Списку N 2 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", подраздел СП 1-2, код 22900006-24441 "Перечня рабочих мест, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Справка выдана на основании личной карточки Т-2, лицевых счетов, приказов, табеля выходов, характеристики работ, технологии производства.
Согласно справке от 3 декабря 2004 г, выданной ЗАО "Кузбасс строй-сервис", Дерягин Е.В. в период с 20 января 2003 г. по 1 сентября 2004 г. работал в ЗАО "Кузбасс строй-сервис" по профессии прораб на строительном участке по организации и выполнению строительных и монтажных работ с полным рабочим днем (приказы от 20 января 2003 г N, от 1 сентября 2004 г. N). Данная профессия относится к Списку N 2 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", подраздел СП 1-2, код 22900006-24441 "Перечня (так в документе) рабочих мест, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Справка выдана на основании личной карточки Т-2, лицевых счетов, приказов, табеля выходов, характеристики работ, технологии производства.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что в спорные периоды в отношении Дерягина Е.В. был установлен неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, также не содержится документов работодателя (архива) об отвлечениях Дерягина Е.В. для выполнения несвойственных должности работ, предоставления ему ученического отпуска, выполнения государственных обязанностей и прочих периодов, которые не включаются в специальный стаж.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции назначена государственная экспертиза условий труда, проведение которой поручено экспертам Министерства труда и занятости населения Кузбасса.
Из заключения государственной экспертизы условий труда от 22 мая 2020 г. N следует, что уточняющими справками подтверждается, что работа Дерягина Е.В. в периоды с 12 октября 2001 г. по 5 мая 2002 г. по профессии прораб в ООО ПСК "АСИ- Спецстрой", с 6 мая 2002 г. по 1 октября 2002 г. по профессии прораб в ООО "АСИ-Строй", с 20 января 2003 г. по 4 мая 2003 г. по профессии прораб в ЗАО "Кузбасс строй - сервис", соответствует работе, дающей право на пенсию на льготных условиях по Списку N 2, в соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Уточняющими справками подтверждается занятость Дерягина Е.В. в спорные периоды в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, на работе с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г.
Разрешая спор по существу, установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, в том числе заключение государственной экспертизы условий труда, по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что характер и условия труда Дерягина Е.В. в спорные периоды соответствовали характеру и условиям труда профессии, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку Дерягин Е.В. в течение полного рабочего дня работал в строительных организациях в должности прораба, в связи с чем, признал незаконным решение пенсионного органа в части не включения спорных периодов в специальный стаж работы и возложил обязанность на пенсионный орган включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установив, что на момент достижения Дерягиным Е.В. возраста 55 лет с учетом бесспорных периодов работы и включенных судом у Дерягина Е.В. имелось более 12 лет 6 месяцев специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции возложил обязанность на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) назначить Дерягину Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на нее - со 2 ноября 2019 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов, в пределах доводов кассационной жалобы, незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.).
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение имеют производители работ (прорабы) (позиция 22900006-24441).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с тяжелыми условиями труда имеют мужчины - производители работ (прорабы) проработавшие постоянно в течение полного рабочего дня в сфере строительства, реконструкции, технического перевооружения, реставрации и ремонта зданий, сооружений и других объектов не менее 12 лет 6 месяцев, имеющие страховой стаж не менее 25 лет и достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В соответствии с пп. 2 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". К таким документам пп. "а" п. 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч.1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст.33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В справках, выдаваемых работодателями, должны, в том числе указываться сведения о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о количестве рабочих дней, в течение которых работник был постоянно в течение полного рабочего дня занят на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 5 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации Постановлением от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Принимая во внимание установленные судебными инстанциями обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит верными выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении периодов работы Дерягина Е.В. с 12 октября 2001 г. по 5 мая 2002 г. прорабом в ООО "ПСК - Спецстрой", с 6 мая 2002 г. по 1 октября 2002 г. прорабом в ООО ПСК "АСИ- Спецстрой", с 20 января 2003 г. по 4 мая 2003 г. прорабом в ЗАО "Кузбасс строй - сервис", в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности на пенсионный орган назначить Дерягину Е.В. досрочную страховую пенсию по старости, поскольку данные выводы основаны на правильном применении норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные периоды работы Дерягина Е.В. не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку из материалов дела следует, что характер и условия труда Дерягина Е.В. в указанные спорные периоды работы соответствовали характеру и условиям труда профессии, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, в связи с чем, приведенные в кассационной жалобе доводы являются необоснованными.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 10 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.