Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Папушиной Н.Ю, Попова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0003-01-2020-000921-71 по иску Присенко С.А. к Администрации Березовского городского округа, об обязании предоставить жилое помещение по кассационной жалобе представителя Администрации Березовского городского округа Кемеровской области - Родак К.В. на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 22 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 08 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, установила:
Присенко С.А. обратился в суд с иском к Администрации Березовского городского округа Кемеровской области (далее - Администрация), в котором просил суд обязать ответчика предоставить ему на состав семьи из одного человека по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное в черте Березовского городского округа Кемеровской области, площадью не менее 13 кв.м. и не более 33, 0 кв.м. общей площади жилого помещения.
В обоснование требований истцом указано, что решением Березовского городского суда Кемеровской области от 24 августа 2006 г. Присенко О.А. была лишена родительских прав в отношении детей: Присенко С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Присенко А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании распоряжения Администрации от 30 октября 2006 г. N-р истец был передан на воспитание в приемную семью Подрядчикова С.А, которая была назначена опекуном.
Согласно справке МКУ "ГиУИ" Березовского городского округа от 30 апреля 2020 г. N-ж Присенко С.А. находится в списке на предоставление жилья из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером 77, однако по достижению совершеннолетия жилое помещение истцу предоставлено не было.
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 22 сентября 2020 г. исковые требования удовлетворены частично. На Администрацию возложена обязанность предоставить Присенко С.А. однократно благоустроенное применительно к условиям Березовского городского округа Кемеровской области, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома либо квартиры, не менее 13 кв.м. и не более 33 кв.м. в пределах г. Березовского Кемеровской области. В удовлетворении требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа Кемеровской области (далее - Комитет) отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 08 декабря 2020 г. решение Березовского городского суда Кемеровской области от 22 сентября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Администрации - Родак К.В. изложена просьба об отмене или изменении обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, исполнение решения суда находится в прямой зависимости от финансирования со стороны Главного финансового управления Кемеровской области, что ошибочно не было принято судами во внимание. Получение денежных средств из иных источников не предусмотрено, свободных жилых помещений в муниципальной собственности, соответствующих заявленным требованиям, нет, что исключает возможность исполнения решения в установленный судами срок.
Кроме того, как считает заявитель, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Комитет, поскольку именно он определён органом, уполномоченным на осуществление отдельных государственных полномочий Кемеровской области, переданных муниципальному образованию Березовский городской округ, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что ошибочно не было принято судами во внимание.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Базовым Законом, регулирующим право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на обеспечения жилым помещением является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Положения статьи 8 указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Кемеровской области, регулируются Законом Кемеровской области от 27 декабря 2012 года г. N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 27 декабря 2012 г. N 14-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона от 27 декабря 2012 г. N 134-ОЗ по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке. Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (пункт 4).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (пункт 5).
Пунктом 1 статьи 7 Закона от 27 декабря 2012 N г. 134-ОЗ предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
Судами установлено, что согласно свидетельству о рождении Присенко С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ; его матерью указана Присенко О.А, в графе отец - прочерк.
Решением Берёзовского городского суда от Кемеровской области от 17 августа 2006 г. Присенко О.А. лишена родительских прав в отношении Присенко С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением Администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ Подрядчикова С.А. назначена опекуном над несовершеннолетними Присенко С.А. и Присенко А.А. с ДД.ММ.ГГГГ до момента расторжения договора о передаче несовершеннолетних в приемную семью.
Присенко С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал с опекуном по адресу: "адрес"А, "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес"ёзовский, "адрес"; жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, не имеет.
Присенко С.А. с ДД.ММ.ГГГГ обучается в ТИЖТ (филиал ОмГУПСа) на очной форме обучения на бюджетной основе.
На основании личного заявления Присенко С.А. распоряжением Администрации N 566-р от 23 октября 2017 г. он, как лицо, оставшееся без попечения родителей, принят на учет в качестве лица подлежащего обеспечению жилым помещением на территории Берёзовского городского округа Кемеровской области.
Согласно справке МКУ "Градостроительство и управление имуществом Березовского городского округа" по состоянию на 24 августа 2020 г. Присенко С.А. значится в Списке под N 69.
В соответствии с решением Совета народных депутатов Березовского городского округа от 15 октября 2015 г. N 223 утверждена учетная норма общей площади жилого помещения для постановки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учет - 12, 5 кв.м, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 кв.м.
Разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к выводу, что Присенко достиг возраста 18 лет, жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. При этом истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; с 23 октября 2017 г. он состоит на учете граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включен в список лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Анализируя возражения Администрации относительно заявленных требований, суды отметили, что полномочия Комитета определены в соответствии с постановлением Администрации от 28 сентября 2018 г. N 712 "О наделения полномочиями". Анализ полномочий Комитета, закрепленных в постановлении Администрации от 28 сентября 2018 г. N 712, позволяет, как указали суды, прийти к выводу, что все действия по управлению, распоряжению имуществом муниципального образования Березовский городской округ Комитет осуществляет только от имени Администрации, а не от своего.
Кроме того, распоряжение о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда и заключении договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выносится от имени Администрации и подписывается главой Березовского городского округа, что позволяет считать именно Администрацию надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Довод жалобы об отсутствии у ответчика специализированного жилищного фонда для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об отсутствии надлежащего финансирования из областного бюджета на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат отклонению, поскольку не влияет на законность принятых судами постановлений.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно требованиям гражданского процессуального законодательства пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, допускается только как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований производства в данной стадии. Основаниями для отмены вступившего в законную силу акта суда могут быть только такие ошибки, допущенные в ходе предыдущего разбирательства и предопределившие исход дела, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов, защищаемых в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта. Поскольку каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам заявителя не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Березовского городского суда Кемеровской области от 22 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 08 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации Березовского городского округа Кемеровской области - Родак К.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.