Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Папушиной Н.Ю, Попова А.А, с участием прокурора Симоненко Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0068-01-2020-000733-18 по иску Прокурора Индустриального района г. Барнаула в интересах Грачевой А.Г. к Комитету по энергоресурсам и газификации г. Барнаула о возложении обязанности по кассационной жалобе представителя Комитета по энергоресурсам и газификации г. Барнаула - Кирея П.В. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 21 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01 декабря 2020 г.
заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения представителя Комитета по энергоресурсам и газификации г. Барнаула - Кирея П.В, прокурора Симоненко Е.В, установила:
Прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в суд в интересах Грачевой А.Г. с иском к Комитету по энергоресурсам и газификации г. Барнаула (далее - Комитет) о возложении обязанности. В обоснование требований процессуальным истцом указано, что Грачевой А.Г. является собственником квартиры по адресу: "адрес".
Многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" в "адрес", находится в управлении МУП "Жилищный эксплуатационный участок N" "адрес". Длительное время, начиная с 2013 г, в данном жилом доме отсутствует горячее водоснабжение ввиду отсутствия циркуляции горячей воды по причине выхода из строя циркуляционного трубопровода от дома по "адрес" до "адрес" в "адрес".
Согласно информации Комитета по управлению муниципальной собственностью "адрес" здание центрального пункта N по адресу: "адрес" в "адрес", тепловая сеть по "адрес", тепловая сеть по "адрес" являются муниципальным имуществом. Кроме того, согласно плану прохождения тепловой сети и акту обследования тепловых сетей в состав тепловых сетей по "адрес" входит циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения.
Постановлением Администрации г. Барнаула (далее - Администрация) от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Плана капитального ремонта циркуляции горячего водоснабжения для многоквартирных домов "адрес" на 2014-2020 гг." предусмотрена перекладка участка тепловой сети к жилому дому по адресу: "адрес", которая должна была проводиться в 2018 г.
В связи с тем, что между Администрацией и Акционерным обществом (далее - АО) "Барнаульская теплосетевая компания" заключено концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ N, Администрацией ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N "О признании утратившим силу постановления Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Плана капитального ремонта циркуляции горячего водоснабжения для многоквартирных домов "адрес" на 2014-2020 гг.".
Согласно ответу АО "Барнаульская теплосетевая компания" источник финансирования, выделенный в рамках тарифа на 2019 г, распределен в полном объеме; возможность восстановления трубопроводов систем циркуляции горячего водоснабжения "адрес" в "адрес" будет рассмотрена в последующие ремонтные кампании. До настоящего момента корректная дата проведения работ не установлена.
С учётом уточнения требований истец просил возложить на Комитет обязанность по восстановлению работы циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения (а равно, выполнить работы по восстановлению работы циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения) от центрального теплового пункта, расположенного по адресу: "адрес", до многоквартирного "адрес" в "адрес" (ввод N) в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 21 июля 2020 г. удовлетворены. На Комитет возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по восстановлению работы циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от центрального теплового пункта, расположенного по адресу: "адрес", до многоквартирного "адрес" в "адрес" (ввод N).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01 декабря 2020 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула от 21 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Комитета - Кирея П.В. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судами неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. Кроме того, суды не учли, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку не является в отношении истицы энергоснабжающей организацией и/или исполнителем услуги по горячему водоснабжению. В равной степени судами не был принят во внимание факт заключения концессионного соглашения с АО "Барнаульская теплосетевая компания", которое не освобождает концессионера от обязательств по их капитальному ремонту, поскольку циркуляционный трубопровод является частью тепловой сети, переданной в концессию.
Участвуя в судебном заседании с помощью средств ВКС, представитель Комитета - Кирея П.В. доводы кассационной жалобы поддержал; представитель процессуального истца - прокурор Симоненко Е.В. против удовлетворения жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что жилой дом по "адрес" в "адрес" по ГВС подключен от центрального теплового пункта N, расположенного по "адрес" в "адрес". Данный тепловой пункт вместе с тепловыми сетями находятся в муниципальной собственности. Циркуляционный трубопровод до многоквартирного дома по "адрес" (ввод N) находится в неисправном состоянии, в связи с чем трубопровод циркуляции ГВС отключен с видимым разрывом в подвальном помещении ЦТП N.
Грачевой А.Г. является собственником квартиры по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием городским округом - г. Барнаул (концедент) и АО "Барнаульская теплосетевая компания" (концессионер) заключено концессионное соглашение N, согласно пункту 1.1 которого концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки на условиях заключенного соглашения проектировать, создавать, реконструировать, вводить в эксплуатацию в объеме, согласованном сторонами в приложении N к соглашении и использовать (эксплуатировать) недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество - объекты теплоснабжения, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту в целях осуществления передачи, распределения тепловой энергии и горячей воды, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Сторонами под "реконструкцией объекта соглашения" понимаются мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения.
Согласно приложению N 1 к данному соглашению в перечень имущества, являющегося объектом соглашения, входит также часть спорной части теплопровода, на момент передачи концессионеру требующая ремонта. В данном перечне указаны работы по реконструкции участка спорной тепловой сети, конкретная дата исполнения работ не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 5.15 концессионного соглашения от 30 июня 2017 г. N 1 концедент обязуется обеспечить концессионеру необходимые условия, предусмотренные данным соглашением, для выполнения работ по реконструкции и вводу в эксплуатацию объекта соглашения, а также принять все необходимые меры по обеспечению свободного доступа концессионера и уполномоченных лиц к объекту соглашения и земельным участкам, необходимым для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной соглашением.
В связи с тем, что между Администрацией и АО "Барнаульская теплосетевая компания" заключено концессионное соглашение от 30 июня 2017 г. N 1, Администрацией 21 февраля 2018 г. принято постановление N 356 "О признании утратившим силу постановления администрации города от 14 августа 2013 г. N 2768 "Об утверждении Плана капитального ремонта циркуляции горячего водоснабжения для многоквартирных домов города Барнаула на 2014-2020 гг.", которым предусматривался ремонт спорного трубопровода в 2018 г.
Из ответа АО "Барнаульская теплосетевая компания" усматривается, что источник финансирования, выделенный в рамках тарифа на 2019 г, распределен в полном объеме, возможность восстановления трубопроводов систем циркуляции горячего водоснабжения "адрес" в "адрес" будет рассмотрена в последующие ремонтные кампании. До настоящего момента корректная дата проведения работ не установлена.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии положениями Устава городского округа - г. Барнаула Алтайского края (далее - Устав), местное самоуправление в г. Барнауле осуществляется населением, в частности, через администрацию города, отраслевые (функциональные) органы администрации города, к которым относится Комитет по энергоресурсам и газификации г. Барнаула.
Полномочия Комитета определены статье 74 Устава, согласно которой Комитет - орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере организации обеспечения населения и других потребителей электрической и тепловой энергией, питьевой водой и водоотведением, газом и топливом, который:
обеспечивает взаимодействие с предприятиями и организациями коммунального комплекса при проведении ремонтных работ на теплоисточниках, тепловых, газовых и электрических сетях, сетях водоснабжения и водоотведения;
осуществляет функции муниципального заказчика по проектированию и строительству объектов газификации, ремонту, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, ремонту бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, строительству объектов коммунально-бытового назначения;
участвует в организации коммунального обслуживания населения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;
обеспечивает контроль за соблюдением концессионерами условий концессионных соглашений, заключенных концедентом в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов газоснабжения, теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и отдельных объектов таких систем;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные муниципальными правовыми актами.
Комитет с правами юридического лица учрежден с ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 1.1. Положения о Комитете от 28 августа 2015 г. N 505 установлено, что Комитет является отраслевым (функциональным) органом местного самоуправления, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов в сфере организации обеспечения населения и других потребителей городского округа - г. Барнаула Алтайского края электрической и тепловой энергией, питьевой водой и водоотведением, газом и топливом. Комитет осуществляет свою деятельность под руководством заместителя главы администрации города по городскому хозяйству.
Комитет является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в банках, печать, штампы и бланки установленного образца с официальными символами г. Барнаула.
В рамках предоставленных полномочий Комитет производит согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации и утверждение проектно-сметной документации и актов выполненных работ при проведении ремонта объектов инженерной инфраструктуры, осуществление функций заказчика при проведении ремонта, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, в рамках своей компетенции, осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств на содержание, ремонт, реконструкцию и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры в рамках своей компетенции, проведение организационных мероприятий и контроль за сроком выполнения работ по ремонту, строительству объектов инженерной инфраструктуры, тепловых, электрических, газовых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения (пункты 3.2-3.5 Положения).
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к выводу, что доказательств возложения на АО "Барнаульская теплосетевая компания" в полном объеме обязанности по содержанию, в том числе проведению реконструкции и восстановления спорного трубопровода в строго определенный период, ответчиком представлено не было, поскольку концессионное соглашение не содержит сроков проведения реконструкции, а равно ответственности за их нарушение. Таким образом, как указали суды, за собственником имущества сохранился контроль за состоянием муниципальных сетей, в частности, спорного участка, поскольку иное означало бы произвольное освобождение собственника от бремени содержания принадлежащего ему имущества.
Кроме того, суды обеих инстанций отметили, что граждане, проживающие в жилом доме по "адрес", включая Грачевой А.Г, в договорных отношениях, вытекающих из концессионного соглашения, с концессионером не состоят, что исключает возможность их обращения к АО "Барнаульская теплосетевая компания", не имеющей каких-либо обязательств по отношению к собственникам помещений в рамках заключенного концессионного соглашения. Ненадлежащее же качество горячей воды (ее температура), подаваемой в многоквартирный дом, в котором расположена квартира истицы, стало возможным вследствие невыполнения собственником сетей своих обязанностей по содержанию имущества, что влечет для указанного лица последствия в виде необходимости приведения принадлежащего ему трубопровода в исправное состояние.
Приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 21 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Комитета по энергоресурсам и газификации г. Барнаула - Кирея П.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.