Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Троянова В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 августа 2020 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Трояновой Л.П. к администрации г. Владивостока об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка бесплатно в собственность.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав объяснения представителя административного истца Троянова В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя администрации г. Владивостока Симоновой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Троянова Л.П. обратилась в Ленинский районный суд г. Владивостока с административным исковым заявлением к администрации г. Владивостока о признании незаконным постановления от 14 февраля 2020 года N 572 об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, возложении обязанности поставить ее на указанный учет.
Заявленные требования Троянова Л.П. мотивировала тем, что она, как ветеран труда, обратилась с заявлением в администрацию г. Владивостока о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно в собственность для ведения садоводства. Постановлением администрации г. Владивостока от 14 февраля 2020 года N 572 ей отказано в постановке на такой учет по причине нахождения в ее собственности земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1000 кв.м, что свидетельствует о реализации ей ранее права на предоставление земельного участка бесплатно.
С указанным решением она не согласна, считает, что ограничением для постановки гражданина на вышеуказанный учет является не сам факт получения ранее земельного участка в собственность бесплатно, а основания предоставления такого участка. Земельный участок с кадастровым N оформлен в ее собственность по иным основаниям, не указанным в подпункте 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и в пункте 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае". При этом действовавшее в период предоставления ей земельного участка законодательство положений об однократности предоставления земельных участков в собственность не содержало.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 3 июня 2020 года требования Трояновой Л.П. удовлетворены частично, постановление администрации г. Владивостока от 14 февраля 2020 года N 572 "Об отказе Трояновой Л.П. в постановке на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно" признано незаконным, на администрацию г. Владивостока возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Трояновой Л.П. о постановке на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, в установленные законом порядке и сроки, и принять по нему новое решение
Признавая оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, находящийся в собственности Трояновой Л.П, был предоставлен до введения в действие Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 августа 2020 года решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 3 июня 2020 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Трояновой Л.П. административных исковых требований.
Принимая новое решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установленное законом однократное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется и в том случае, если земельный участок был предоставлен гражданину в собственность в соответствии с ранее действовавшим законодательством независимо от основания такого предоставления.
16 февраля 2021 года представителем административного истца Трояновым В.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 19 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения Ленинского районного суда г. Владивостока от 3 июня 2020 года.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что предоставление в 1993 году Трояновой Л.П. земельного участка не может служить основанием к отказу в постановке ее на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, поскольку в то время она не являлась ветераном труда и получила земельный участок на общих основаниях в соответствии с действовавшим в тот период времени правовым регулированием, которое не предусматривало льготное предоставление земельным участков отдельным категориям граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Владивостока от 14 февраля 2020 года N 572 Трояновой Л.П, являющейся с 12 июля 2012 года ветераном труда, отказано постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно в связи с несоблюдением условия, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Из письма администрации г. Владивостока от 17 февраля 2020 года N 2474-п следует, что основанием к отказу в постановке Трояновой Л.П. на соответствующий учет послужил факт предоставления заявителю ранее в собственность бесплатно согласно свидетельству на право собственности на землю от 24 мая 1993 года N 2505 земельного участка с кадастровым "адрес", расположенного по адресу: "адрес"", площадью 1000 кв.м.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных Трояновой Л.П. требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется однократно, и данное право административный истец реализовал, получив бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым N. При этом не имеет правового значения, на каком основании гражданином ранее реализовывалось право на бесплатное получение от государства земельного участка.
Судебная коллегия кассационного суда находит указанные выводы правильными.
Согласно пункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан - в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством, регулируются Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ), пунктом 2 части 1 статьи 10 которого определен перечень категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и имеющих право в соответствии с настоящим Законом на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан), в частности такие земельные участки предоставляются ветеранам труда.
Согласно части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при соблюдении следующих условий: гражданин состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно; гражданину ранее земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлялся в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом 7 статьи 39(5) Земельного кодекса Российской Федерации, настоящим Законом, Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", Законом Приморского края от 27 сентября 2013 года N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края".
По правилам части 2 статьи 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ граждане, относящиеся к одной из категорий, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона, в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подают заявление о постановке на учет в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, по месту постоянного проживания непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Несоблюдение условия, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, является основанием для отказа гражданину в постановке на учет в силу пункта 2 части 6 статьи 11 данного Закона.
Приведенные нормы федерального и регионального законодательства в их системном единстве свидетельствуют о том, то принцип однократности предоставления земельного участка предполагает, что граждане имеют право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность один раз независимо от основания и времени предоставления земельного участка.
Статья 1 Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", действовавшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривала передачу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации и настоящим Законом.
В соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 года, право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое имеет законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право, по утвержденной форме. Свидетельства выдаются на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы администрации Надеждинского района Приморского края от 16 декабря 1992 года N 354-р Трояновой Л.П. передан в собственность земельный участок с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес", площадью 1000 кв.м, 24 мая 1993 года выдано свидетельство на право собственности на землю N 2505. 27 июня 2014 года зарегистрировано право собственности Трояновой Л.П. на земельный участок с кадастровым N, назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства.
Таким образом, Трояновой Л.П. реализовано право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, тем самым у администрации г. Владивостока имелись предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ основания к отказу Трояновой Л.П. в постановке на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
В этой связи, учитывая, что оспариваемое постановление соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда правомерно отменила решение суда первой инстанции и, разрешив административное дело по существу, отказала Трояновой Л.П. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что на момент предоставления Трояновой Л.П. земельного участка с кадастровым N она не являлась ветераном труда и получила земельный участок на общих основаниях в соответствии с действовавшим в тот период времени законодательством, отмену постановленного по делу апелляционного определения не влекут, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, исходя из которых при предоставлении земельных участков бесплатно в собственность действует принцип однократности их предоставления, условием предоставления ветерану труда земельного участка бесплатно в собственность является отсутствие у гражданина земельных участков, которые он ранее приобрел в собственность бесплатно, однако данное условие в настоящем случае не соблюдено.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, поэтому оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 августа 2020 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Трояновой Л.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.