Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Дмитриева Д.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Баймоноловой Г.А. к Окружной администрации г. Якутска, МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баймонолова Г.А. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения от 9 сентября 2019 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности устранить последствия нарушения права.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она, как многодетная мать, 20 августа 2019 года в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления выбранного ей земельного участка в г. Якутске для целей индивидуального жилищного строительства. Письмом МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" от 9 сентября 2019 года N 7778-ДИЗО/19 ей отказано в согласовании предоставления земельного участка на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
С данным решением заявитель не согласна, считает его незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, к землям, ограниченным в обороте, не относится, расположен в территориальной зоне Ж-2А, которая предусматривает индивидуальное жилищное строительство.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2019 года в качестве административного соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2020 года, Баймоноловой Г.А. отказано в удовлетворении административных исковых требований. Суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения в связи с отсутствием у административного истца как лица, имеющего трех и более детей, права на приобретение земельного участка во внеочередном порядке.
18 февраля 2021 года представителем административного истца Дмитриевым Д.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 26 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что Баймоноловой Г.А. порядок предоставления земельного участка, установленный Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), соблюден, и в данном случае основания для применения очередности предоставления земельных участков отсутствовали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов административного дела, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела следует, что Баймонолова Г.А. на основании заявления от 8 мая 2014 года включена в список граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельного участка, номер в списке очередности 2725.
20 августа 2019 года Баймонолова Г.А. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в г. Якутске для использования в целях индивидуального жилищного строительства, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Рассмотрев заявление, МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" письмом от 9 сентября 2019 года N 7778-ДИЗО/19 сообщило заявителю о невозможности предварительного согласования предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования, а также расположен на территории, определенной для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии испрашиваемого земельного участка ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям), но при этом оспариваемый отказ Окружной администрации г. Якутска признали законным в связи с тем, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый заявителем земельный участок, утвержден проект межевания, которым она определена для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности, а у административного истца отсутствует право на приобретение земельного участка во внеочередном порядке.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с указанными выводами нижестоящих судов, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствующей правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценке представленных в материалы дела доказательств.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории (часть 4). Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя, в том числе перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации); на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи (пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, суды пришли к верному выводу о том, что на момент принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения в отношении спорного земельного участка красные линии в предусмотренном законом порядке не были установлены.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в отношении территории, в пределах которой расположен испрашиваемый Баймоноловой Г.А. земельный участок, распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 19 мая 2016 года N 796р утвержден проект межевания территории квартала "100" городского округа "город Якутск", на основании распоряжения от 19 декабря 2017 года N 2168р в проект межевания территории внесены изменения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, в Республике Саха (Якутия) установлены Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
Гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, земельные участки предоставляются в первоочередном порядке (часть 1.1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия)
Согласно части 9 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 настоящего Кодекса, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 24.3 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 настоящего Кодекса, осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счет заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трех и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Положениями части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, осуществляется в следующем порядке: орган местного самоуправления подготавливает и утверждает проект межевания территории в соответствии с документами территориального планирования; орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним решение об утверждении проекта межевания территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости; орган, уполномоченный на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, уведомляет заявителей (в порядке очередности) о наличии земельных участков в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории; заявитель осуществляет выбор земельного участка в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, в порядке, установленном органом местного самоуправления; заявитель подает или направляет по его выбору лично, посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с проектом межевания территории с указанием условного номера выбранного земельного участка в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр.
При таком правовом регулировании, учитывая наличие в отношении территории, в пределах которой расположен испрашиваемый Баймоноловой Г.А. земельный участок, утвержден проект межевания, предоставление земельных участков, расположенных на данной территории, гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется органом местного самоуправления в порядке очередности. Доказательств, подтверждающих наличие у Баймоноловой Г.А. права на предоставление земельного участка во внеочередном порядке, материалы дела не содержат.
Следовательно, оспариваемое решение, выраженное в письме МКУ "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск" от 9 сентября 2019 года N 7778-ДИЗО/19, не противоречит требованиям закона и прав Баймоноловой Г.А. не нарушает, тогда как предоставление административному истцу в первоочередном порядке, а не в порядке очереди (N 2725), бесплатно в собственность произвольно выбранного ею земельного участка приведет к нарушению прав и законных интересов иных граждан, имеющих аналогичное право на бесплатное получение земельного участка, включенных в реестр ранее.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов об отказе административному истцу в удовлетворении заявленного административного иска основанными на требованиях действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения в данном случае очередности предоставления земельного участка ввиду того, что проект межевания территории утвержден 19 мая 2016 года, то есть до установления Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) нового порядка об уведомлении граждан, претендующих на предоставление земельных участок, в порядке очередности, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании закона, поскольку заявление Баймоноловой Г.А. от 20 августа 2019 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка подлежало рассмотрению на основании нормативных правовых актов, действовавших на его дату подачи, с учетом порядка, установленного Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2017 года 1934-З N 1425-V.
Таким образом, судами нижестоящих инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленными обстоятельствам, в связи с чем основания для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2020 года по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Дмитриева Д.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.