Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Пидгурского ФИО6 на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 4 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Пидгурского ФИО6 к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в ненадлежащей перевозке, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения Пидгурского В.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пидгурский В.П. обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать действия (бездействие) УФСИН России по Хабаровскому краю в части ненадлежащей перевозки осужденных не отвечающими международным нормам и стандартам и противоречащими ст.3 Конвенции, ст.21 Конституции РФ и ст.7 Международного пакта, незаконными; признать, что действия административного ответчика являются нарушением прав административного истца, гарантированных российским и международным законодательством, что дает право на компенсацию в денежной форме за нарушения ненадлежащей перевозкой осужденных в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ; взыскать с УФСИН России по Хабаровскому краю 80 000 руб. в счет компенсации за нарушения ненадлежащей перевозкой и причиненный моральный, нравственный и физический вред.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 26 февраля 2020 года был этапирован из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю. С 14 час. до 15.30 час конвойная служба сопровождения произвела обыск. В 15.30 час его поместили в спец. автомобиль (автозак) для перевозки заключенных и повезли на железнодорожную станцию "Эльбан". В автозаке отсутствовала система безопасности в местах для перевозки спецконтингента, из-за чего административный истец был вынужден всю дорогу упираться руками и ногами в стенки отсека. Отсутствие окон не позволяет сориентироваться и предугадать маневр автомобиля. Аналогичным образом перевозили от железнодорожной станции г.Комсомольска-на-Амуре до ФКУ ИК-11 20 марта 2020 года. По прибытию на станцию Эльбан административный истец был помещен в спецвагон для перевозки спецконтингента (столыпин) в трехместную камеру с другими осужденными. В камере было три лавки, расположенные друг над другом, ширина камеры 1 м, длина лавки 2 м, на одного осужденного общая площадь 0, 5 кв.м. В камере отсутствовали столик, вешалка для одежды, вентиляция, искусственное, естественное освещение, система безопасности, окно, поручни. Не было выдано постельное белье, матрас, подушка. Тем самым Пидгурский В.П. был лишен спального места. Указанный способ перевозки осужденных не обеспечивал должной безопасности, вызвал чувство угнетения и страдания, страха за здоровье и жизнь. Бесчеловечные и невыносимые условия не могут рассматриваться как совместимые с требованиями ст.3 Конвенции.
Определением суда от 29 июня 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ ИК-6У ФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 4 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Пидгурского В.П. отказано.
26 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Пидгурского В.П, поданная через Кировский районный суд г.Хабаровска 9 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение (изменении судебных постановлений и удовлетворении заявленных требований).
В обоснование своей позиции административный истец указал, что судом были проигнорированы доводы административного истца, приняты во внимание лишь доводы административного ответчика. В административном иске и апелляционной жалобе полностью обоснован и доказан факт нарушения прав истца при этапировании.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2021 года кассационная жалоба Пидгурского В.П. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Пидгурского В.П, изучив письменные возражения ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу частей 1, 6 статьи 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.
Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок и условия конвоирования осужденных осуществляются в соответствии с инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной Минюстом России и МВД РФ 24 мая 2006 года N 199-ДСП/369 ДСП, Порядком направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденным Приказом Минюста России от 26 января 2018 года N 17.
В соответствии с пунктом 73 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279, к транспортным средствам, используемым учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, и подлежащим оборудованию ИТСОН, относятся, в том числе специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее - спецавтомобили); специальные железнодорожные вагоны (далее - спецвагоны).
В спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются: помещение караула, камеры для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (может оборудоваться туалетной кабиной в спецавтомобилях вместимостью более 7 осужденных и лиц, содержащихся под стражей).
Спецавтомобиль на базе грузового автомобиля (шасси) и автобуса предназначен для перевозки только сидящих людей.
В спецавтомобилях на базе легкового автомобиля предусматривается размещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе в лежачем положении.
Спецкузов должен быть цельнометаллическим, каркасным, с теплоизоляцией между наружной и внутренней обшивкой, теплоизоляция должна занимать весь объем ячеек каркаса кузова
Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20, 0 мм x 20, 0 мм x 1, 5 мм, выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании представления ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от 31 января 2020 года, письма УФСИН России по Хабаровскому краю от 4 февраля 2020 года исх. N, заявки на этап ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 10 февраля 2020 года исх N, наряда УФСИН России по Хабаровскому краю на этапирование от 14 февраля 2020 года N Пидгурский В.П. 26 февраля 2020 года убыл в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю на стационарное лечение и обследование в филиал "Краевая больница" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, расположенный на территории ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю. 20 марта 2020 года Пидгурский В.П. прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю на основании наряда УФСИН России по Хабаровскому краю на этапирование от 13 марта 2020 года N.
26 февраля 2020 года был назначен особый караул от ФКУ ИК-6 для приема в ФКУ ИК-6 и конвоирования до железнодорожной станции "Эльбан" в спецавтомобиле типа "АЗ", состоящем на балансе ФКУ ИК-6, и передачи особому караулу в спецвагоне по железнодорожному маршруту N "Хабаровск-Советская Гавань", назначенному от ФКУ УК УФСИН, трех осужденных к пожизненному лишению свободы, в том числе Пидгурского В.П, до железнодорожной станции "Комсомольск-на-Амуре".
От железнодорожной станции "Комсомольск-на-Амуре" конвоирование до ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю производилось в спецавтомобиле типа "АЗ" состоящем на балансе ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Таким же образом осужденный Пидгурский В.П. был этапирован назад из ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Конструкция спецавтомобилей, внутреннее оборудование и оснащение помещений камерного типа, а также системы жизнеобеспечения автомобилей соответствуют требованиям приказа Министерства юстиции РФ от 4 сентября 2006 года N 279.
Все специальные автомобили, в которых конвоировался заявитель, оборудованы отопительными системами ("Планар 8ДМ-24" для автомобилей марки "КАМАЗ"), предназначенными для регулируемого обогрева помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха до - 45°С, которые обеспечивали подачу теплого воздуха в камеры специальных автомобилей.
Камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула (при проветривании).
Освещение больших камер специальных автомобилей осуществляется за счет трех светодиодных ламп эквивалентной мощностью 36 Ватт.
В соответствии с главой XII приказа Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 "Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС" в камерах для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не предусмотрены поручни либо ремни безопасности. Так же не предусмотрено наличие окон в камерах для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Все системы жизнеобеспечения спецавтомобилей, в которых перевозился Пидгурский В.П, находились в исправном состоянии. Жалоб и заявлений от Пидгурского В.П. за время конвоирования в спецавтомобилях от ФКУ ИК-6 и ФКУ ИК-7 не поступало.
26 февраля 2020 года на станции "Эльбан" особым караулом по плановому железнодорожному маршруту "Хабаровск - Советская Гавань" от особого караула, назначенного от ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю было принято трое осужденных к пожизненному лишению свободы, в том числе и Пидгурский В.П. После приема они были размещены в малой камере N 8 специального вагона типа "СТ" (спецвагон).
Конвоирование особым караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по Хабаровскому краю, осуществлялось в спецвагоне по железнодорожному маршруту N "Хабаровск - Советская Гавань".
Совместно с заявителем в камере спецвагона следовало еще 2 осужденных аналогичного режима содержания.
В период конвоирования у Пидгурского В.П. имелась возможность для отдыха на одной из полок камеры специального вагона. Личные вещи осужденных на период конвоирования в сцецвагоне размещались в свободном пространстве под скамейками.
Все системы жизнеобеспечения спецвагона (отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение) были в исправном состоянии.
Конструкция спецвагона, в котором конвоировался Пидгурский В.П, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона (отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, освещение, нормативы шума и вибрации и другие параметры) соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 года N 12.
Спецвагон оборудован приточно-принудительной вентиляцией с естественным поступлением воздуха через дефлекторы.
Обеспечение спецконтингента постельными принадлежностями в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ, не предусмотрено. При этом использование личных постельных принадлежностей осужденным и лицам содержащихся под стражей, не запрещено.
Конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование камер столом для приема пищи, вешалками для одежды, а также оборудование полок для лежания дугами безопасности.
Количество осветительных приборов позволяло конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.
26 февраля 2020 года на станции "Комсомольск-на-Амуре" Пидгурский В.П. был сдан особому караулу, назначенному от ФКУ ИК-7 УФСИН России по Хабаровскому краю.
20 марта 2020 года в ФКУ ИК-11 особым караулом по железнодорожному маршруту, назначенным от ФКУ УК УФСИН было принято трое осужденных к пожизненному лишению свободы, в том числе и Пидгурский В.П.
Конвоирование административного истца от ФКУ ИК-11 до станции "Комсомольск-на-Амуре" осуществлялось в специальном автомобиле типа "АЗ" от ФКУ ИК-7 совместно с двумя осужденными аналогичного режима содержания.
20 марта 2020 года Пидгурский В.П. был размещен в большой камере N 1 спецвагона планового караула по плановому железнодорожному маршруту N "Хабаровск-Советская Гавань".
В период конвоирования у Пидгурского В.П. имелась возможность для отдыха на одной из полок камеры специального вагона.
Личные вещи осужденных на период конвоирования в спецвагоне размещались в свободном пространстве под скамейками с левой и правой сторон камеры.
Конструкция спецвагона, в котором конвоировался Пидгурский В.П, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организация пассажирских перевозок па железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03.
Спецвагон оборудован приточно-принудительной вентиляцией с естественным поступлением воздуха через дефлекторы.
Конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование камер столом для приема пищи, вешалками для одежды, а также оборудование полок для лежания дугами безопасности.
Количество осветительных приборов позволяло конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.
20 марта 2020 года на станции "Эльбан" заявитель был сдан под охрану особому караулу по автомобильному маршруту ФКУ ИК-6.
Конвоирование заявителя от станции "Эльбан" до ФКУ ИК-6 осуществлялось в специальном автомобиле типа "АЗ" ФКУ ИК-6.
При конвоировании Пидгурского В.П. в спецвагоне под охраной караулов по конвоированию, назначенных от ФКУ УК УФСИН, жалоб на состояние здоровья в течение всего пути следования административный истец не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов не обращался.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что порядок конвоирования Пидгурского В.П. осуществлен в строгом соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ N 199дсп/369дсн от 24 мая 2006 года, а также локальными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность уголовно-исполнительной системы. Каких-либо нарушений прав Пидгурского В.П. со стороны административных ответчиков не установлено, как не установлено и факта причинения Пидгурскому В.П. морального вреда в результате нарушения условий содержания при этапировании в период отбывания наказания.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 4 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пидгурского В.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.