Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Листковой Нэлли Викторовны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 24 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Листковой Нэлли Викторовны к муниципальному казённому учреждению "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа", администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, заинтересованные лица: Мирошниченко Маргарита Германовна, Листков Андрей Германович о признании решения от 25 ноября 2019 года незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Листкова Н.В. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к муниципальному казённому учреждению "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского ГО") и просила признать незаконным решения МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского ГО" о погребении тела (останков) или праха умершего (погибшего) в месте захоронения с ранее умершим (погибшим) супругом или близким родственником (родственниками) от 25 ноября 2019 года; возложить на административного ответчика обязанность по вступлению решения в законную силу в месячный срок освободить место для захоронения с левой стороны от ФИО13 (участок в секторе N, квартал 1072/19, захоронение N, акт захоронения 215) путём перезахоронения тела (останков) ФИО12 (участок в секторе 31, квартал 1072/19, захоронение N) в иное место.
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемым решением нарушены её права, поскольку административный ответчик не убедился в том что, умершая ФИО12 находится в родстве с Листковым Г.Ф, не проверил надлежащим образом представленные к заявлению документы, одобрил заявление о захоронении. Оспариваемое решение лишило возможности в будущем исполнить её волеизлияние быть похороненной рядом с ранее умершим супругом, в силу положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Определениями суда от 31 июля 2020 года и от 26 августа 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, в качестве заинтересованных лиц: Мирошниченко М.Г. и Листков А.Г.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 24 декабря 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Листковой Н.В. отказано.
26 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Листковой Н.В, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 11 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, в нарушение требований пунктов 4.11, 4.11.2, 4.10-4.11, 4.7 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории Петропавловск-Камчатского городского округа административный ответчик, не проверив, представленные документы, не запросив письменное заявление близких родственников (с документальным подтверждением степени родства), разрешилзахоронить с ранее умершим ФИО13 ФИО12, которая к семье и родне умершего не имела никакого отношения. При этом, степень родства Мирошниченко М.Г. с ранее умершим ФИО13 не имеет правового значения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2021 года кассационная жалоба Листковой Н.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения представителей МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского ГО", администрации Петропавловск-Камчатского ГО, Мирошниченко М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 26 статьи 48 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, статьи 2 Решения городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28 декабря 2017 года N 24-нд "О порядке организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Решение городской Думы от 28 декабря 2017 года N 24-нд) администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в лице ее органов реализует исполнительно-распорядительные полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории городского округа. К полномочиям администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории городского округа относится, среди прочего, определение порядка деятельности общественных кладбищ.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 8 мая 2018 года N 902 утверждён Порядок деятельности общественных кладбищ на территории Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Порядок деятельности общественных кладбищ).
Пунктами 4.1, 4.3, 4.9, 4.11 Порядка деятельности общественных кладбищ установлено, что согласование месторасположения на территории общественного кладбища участка земли для размещения места погребения тела (останков) или праха умершего (погибшего), а также принятие решения о погребении тела (останков) или праха умершего (погибшего) в месте захоронения с ранее умершим (погибшим) супругом или близким родственником (родственниками), либо об отказе в этом относится к обязанностям организации, осуществляющей функции администрации кладбища.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 июня 2018 года N 1344 "Об определении организации, осуществляющей функции по организации содержания мест захоронения, регистрации, учета мест захоронений и надмогильных сооружений (объектов) на территории общественных кладбищ Петропавловск-Камчатского городского округа" организацией, осуществляющей функции по организации содержания мест захоронения, регистрации, учета мест захоронений и надмогильных сооружений (объектов) на территории общественных кладбищ Петропавловск-Камчатского городского округа определено муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа".
Как установлено судами и следует из материалов дела, Листкова Н.В. является пережившей супругой ФИО13, умершего 17 февраля 2001 года, с которым она состояла в зарегистрированном браке с 27 июня 1978 года.
Ранее ФИО13 состоял в фактических брачных отношениях с ФИО12, у которых ДД.ММ.ГГГГ году родилась дочь - Мирошниченко (до брака - Листкова) М.Г.
После смерти ФИО13 был погребен на общественном кладбище Петропавловск-Камчатского городского округа 23 февраля 2001 года (сектор 31, захоронение N).
Согласно сведениям из регистрационной книги городского кладбища и книги учёта захоронений за 2000-2021 года, ответственным за захоронение ФИО13 указана Мирошниченко М.Г.
На момент определения Мирошниченко М.Г. лицом, ответственным за захоронение ФИО13, 2001 году удостоверение о захоронении не выдавалось и подтверждением полномочий ответственного лица являлась запись в журнале захоронений.
23 ноября 2019 года умерла ФИО12, являвшаяся матерью Мирошниченко М.Г.
25 ноября 2019 года Мирошниченко М.Г. обратилась в МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского ГО" с заявлением на погребение тела умершей ФИО12 в месте захоронения с ранее умершим мужем ФИО13, захороненным 23 февраля 2001 года. В заявлении Мирошниченко М.Г. указала, что она, согласно записи в удостоверении о захоронении, является ответственным за захоронение ФИО13.; за достоверность сведений несёт полную ответственность.
Начальником МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского ГО" в решении о погребении тела (останков) или праха умершего (погибшего) в месте захоронения с ранее умершим (погибшим) супругом или близким родственником (родственниками) от 25 ноября 2019 года указано, что для захоронения умершего место в ограде имеется.
27 ноября 2019 года ФИО12 была погребена на общественном кладбище Петропавловск-Камчатского городского округа (сектор 31, захоронение N).
Положениями пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ установлено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.
Согласно ГОСТ 32609-2014 Межгосударственный стандарт "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" лицо, ответственное за место захоронения: Лицо, взявшее на себя обязательство обеспечивать надлежащее содержание места захоронения и постоянный уход за ним (пункт 2.1.15). Удостоверение о захоронении - это документ, содержащий сведения о захоронении и лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающий его право дальнейшего использования места захоронения (пункт 2.2.4).
Пунктом 1.2.6 Порядка деятельности общественных кладбищ определено, что лицо, ответственное за захоронение - лицо, в соответствии с подпунктом 1.2.5 настоящего Порядка, которому после проведения похорон умершего (погибшего) и регистрации захоронения выдано удостоверение о захоронении.
Иные понятия и термины используются в том значении, в котором они предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ и Межгосударственным стандартом ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 551-ст.
В соответствии с п.п. 4.6, 4.7, 4.9, 4.10, 4.11 Порядка деятельности общественных кладбищ исполнение волеизъявления умершего (погибшего) о погребении его тела (останков) или праха в месте погребения с ранее умершим (погибшим) супругом или близким родственником (родственниками) осуществляется по решению организации, осуществляющей функции администрации кладбища при наличии захоронения ранее умершего (погибшего) супруга, близкого родственника (родственников), а также наличия на указанном месте свободного участка земли под будущее захоронение.
Для предоставления на общественном кладбище места для погребения тела (останков) или праха умершего (погибшего) в месте захоронения с ранее умершим (погибшим) супругом или близким родственником (родственниками) лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего), в специализированную службу по вопросам похоронного дела в рамках гарантированного перечня услуг по погребению либо в организацию, предоставляющую ритуальные услуги по выбору лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего) представляются:
заявление о предоставлении места для погребения тела (останков) или праха умершего (погибшего) в месте захоронения с ранее умершим (погибшим) супругом или близким родственником (родственниками), согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего);
свидетельство о смерти умершего (погибшего);
письменное согласие лица, ответственного за место захоронения на погребение тела (останков) или праха умершего (погибшего) в месте захоронения с ранее умершим (погибшим) супругом или близким родственником (родственниками);
в случае отсутствия архивных документов на захоронение ранее умершего (погибшего) супруга или близкого родственника (родственников) - письменное заявление близких родственников с документарным подтверждением степени родства или права на имущество (надмогильные объекты (сооружения), находящиеся в месте захоронения умершего (погибшего) супруга или близкого родственника (родственников).
Заявителю отказывается в погребении тела (останков) или праха умершего (погибшего) в месте захоронения с ранее умершим (погибшим) супругом или близким родственником (родственниками) в случаях:
предоставления неполного перечня документов, указанных в пункте 4.7 настоящего Порядка;
если согласно представленным заявителем документам умерший (погибший) и ранее захороненный (захороненные) не являются супругами или близкими родственниками;
отсутствия на месте захоронения супруга или близкого родственника (родственников) свободного места для размещения могилы умершего (погибшего);
если смерть умершего наступила от особо опасных инфекционных заболеваний или от инфекции неясной этиологии, после захоронения тела (останков) которого, согласно заключению органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор требуется проведение мероприятий по санитарной охране территории.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Порядок деятельности общественных кладбищ на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утверждённый постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 8 мая 2018 года N 902, Порядок организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утверждённый решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 декабря 2017 года N 24-нд, и пришли к обоснованному выводу о том, что права Листковой Н.В. оспариваемым решением не нарушены, поскольку она не является ответственным лицом за захоронение ранее умершего супруга, земельный участок рядом с ФИО13 являлся свободным, ответственная за захоронение Мирошниченко М.Г, написала письменное заявление (дала согласие) на захоронение своей матери в месте захоронения ранее умершего отца Листкова Г.Ф, указав, что он являлся мужем умершей ФИО12 Таким образом, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в согласовании места захоронения.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Листковой Н.В. не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, действующим постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 8 мая 2018 года N 902 "О Порядке деятельности общественных кладбищ на территории Петропавловск-Камчатского городского округа", на МКУ "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского ГО", как организацию, осуществляющую функции по организации содержания мест захоронения, регистрации, учета мест захоронений на территории общественных кладбищ Петропавловск-Камчатского городского округа, не возложена обязанность проверять представленные на захоронение документы, и истребовать иные, не указанные в установленном перечне, документы, в том числе документы, подтверждающие родство умершего и ранее захороненного.
Кроме этого, ответственность за сведения, указанные в заявлении на погребение тела (останков) или праха умершего (погибшего) в месте захоронения с ранее умершим (погибшим) супругом или близким родственником (родственниками), утверждённым в приложении N 2 Порядка деятельности общественных кладбищ, возложена на лицо, взявшее на себя обязанность по захоронению.
Решение администрации кладбища Петропавловск-Камчатского городского округа от 2001 года о назначении Мирошниченко М.Г. ответственным лицом за захоронение ФИО13 никем не оспорено, в связи с чем Мирошниченко М.Г. обладала всеми полномочиями ответственного за захоронение лица, в том числе и правом принимать решения о последующих захоронениях.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Листковой Н.В. в судах первой и апелляционной инстанций, и её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Листковой Нэлли Викторовны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.