Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Воробьевой Н.В, Медведевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ООО "Восток Трэвел" на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 02.07.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 17.09. 2020 по гражданскому делу по иску Воутелайнен Т.В. к ООО "Восток Трэвел" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, объяснения Воутелайнен Т.В. и её представителя - Бурнайкиной К.К, установила:
истец, обратившись в суд, указала, что 28.01.2020 заключила с турагентом ИП Михайленко Т.А, действующей по поручению туроператора ООО "Восток Трэвел", договор о реализации туристского продукта N TUR-28/01/2020-4 на пребывание двух человек в период с 13.06.2020 по 26.06.2020 в стране Вьетнам. Во исполнение договора истец внесла в кассу турагента денежную сумму в размере 217 619 рублей.
Требование истца от 27.03.2020 о расторжении договора и возврате денежных средств, удовлетворено не было, не смотря на признание ответчиком права на возврат денежных средств за вычетом фактически понесенных расходов.
С учетом уточнения требований просила взыскать с ООО "Восток Трэвел" 202 197, 15 рублей, уплаченных по договору о реализации туристского продукта от 28.01.2020, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф в сумме 101 098, 58 рублей.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 02.07. 2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчасткого краевого суда от 17.09.2020, исковые требования удовлетворены, с ООО "Восток Трэвел" в пользу Воутелайнен Т.В. взысканы денежные средства, уплаченные по договору о реализации туристского продукта, в размере 202 197, 15 рублей, компенсация морального вреда - 5 000 рублей, штраф - 101 098, 58 рублей, разрешен вопрос о судебных расходах.
В кассационной жалобе ООО "Восток Трэвел" ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов как незаконных, со ссылкой на то, что поездка не могла состояться не по вине туроператора или туриста, а вследствие непреодолимой силы - распространения новой коронавирусной инфекции, в связи с чем исполнитель услуги в силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ освобождается от ответственности за неисполнение своих обязательств. Судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права.
Ответчик в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен надлежаще. В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся стороны.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
При рассмотрении дела судами установлено, что 28.01.2020 истец заключила с ИП Михайленко Т.А. договор о реализации туристского продукта, сформированного ООО "Восток Трэвел".
Условиями договора предусмотрено предоставление истцу и Воутелайнен Т.М. в период с 13.06.2020 по 26.06.2020 комплекса услуг, в том числе проживание в отеле Swandor Hotels and Resorts Cam Ranh (Вьетнам), с размещением в двухместном номере категории De Luxe с питанием UAI (ультра все включено). Стоимость туристского продукта составила 217 619 рублей, которую истец оплатила в полном объеме.
27.03.2020 истец обратилась к ИП Михайленко Т.А. с заявлением о расторжении договора о реализации туристского продукта и возврате денежных средств, на которое ею получен ответ о возможности возврата денежных средств за вычетом фактически понесённых расходов, в связи с одностороннем отказом заказчика от договора, или возможности депонирования денежных средств и последующего их использования.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанции исходили из того, что истец имеет право на возврат уплаченных за тур денежных средств на основании ст. 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку до начала тура отказалась от исполнения договора, направив соответствующее уведомление, ответчик не представил доказательств фактически понесённых расходов.
Однако выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Общеизвестным является тот факт, что с 27.03.2020 в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции прекращено регулярное и чартерное авиасообщение.
Сроки туристической поездки истца совпали с периодом действия ограничений на въезд в иностранные государства.
В соответствии со статьей 11.8 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 08.06.2020 года N 98-ФЗ) в случае принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания или возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, Правительством Российской Федерации может быть принято решение о возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора. При этом в случае принятия Правительством Российской Федерации такого решения при расторжении договора о реализации туристского продукта, заключенного туроператором или турагентом с туристом и (или) иным заказчиком, до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - часть указанной общей цены в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 461 утверждены Правила возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, которые к возникшим правоотношениям судами не применены.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 19.4 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности исполнения, изменения и (или) расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31.03.2020 включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе, при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона от 24.11. 1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07. 2020 N 1073 утверждено Положение.
Пункт 1 указанного Положения устанавливает особенности на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31.03. 2020 включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", что соответствует пункту 2 статьи 19.4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Согласно п. 5 названного Положения в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31.12. 2021, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Положения.
В силу положений статьи 779 Гражданского кодекса РФ договор о реализации туристского продукта по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию (пункт 2), в соответствии с которым исполнитель (туроператор) обязан обеспечить оказание заказчику (туристу) комплекса туристских услуг.
Как следует из части первой статьи 10 Федерального закона N 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных этим федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ).
Федеральным законом от N 98-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.06. 2020 N 166-ФЗ) в статье 19.4 Правительство Российской Федерации наделено правом в 2020 и 2021 годах определить сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм при расторжении договора, заключенного по 31.03. 2020 включительно.
Таким образом, в силу выше приведенных норм права Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07. 2020 N 1073, действовавшее на момент рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции, применяется к договору о реализации туристского продукта, заключенному между Воутелайнен Т.В. и ИП Михайленко Т.А. 28.01.2020, поскольку имеет обратную силу и распространяется на договоры, заключенные до 31.03. 2020.
Вышеприведенные нормы права судами при разрешении настоящего спора учтены не были.
Поскольку договор о реализации туристского продукта заключён истцом до 31.03. 2020, установленные сроки возврата денежных средств, уплаченных по договору, в силу вышеприведённых норм права к моменту рассмотрения данного дела не наступили, и исходя из того, что в силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы, выводы судов о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований нельзя признать законными.
Суд апелляционной инстанции ошибки в применении права, допущенные судом первой инстанции, не устранил, не применил нормы права, подлежащие применению, поэтому апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 17.09.2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Камчатский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.