Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромащёва Виталия Викторовича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным распоряжения в части определения размера единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение выплаты в полном объеме, по кассационной жалобе МВД России и УМВД России по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Ромащёв В.В. обратился в суд с иском к МВД Российской Федерации, УМВД Российской Федерации по Сахалинской области о защите нарушенного права.
В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет на день увольнения составила 25 лет 02 месяца 21 день. ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в собственность жилой дом по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 35, 6 кв.м, процент износа которого составил 65%. В ДД.ММ.ГГГГ года, в виду ветхости, дом был снесен, на его месте ведется строительство нового дома. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в жилищную комиссию УМВД России по Сахалинской области с заявлением о постановке в очередь на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на состав семьи из 3 человек. При расчете единовременной социальной выплаты общая площадь в размере 54 кв.м. была уменьшена на площадь снесенного дома, в связи с чем с чем расчет произведен исходя из 18, 4 кв.м, что составило 2 675 804 руб. 54 коп, вместо 7 852 904 руб. 64 коп.
Полагая такой расчет необоснованным, просил с учетом уточнений исковых требований, признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N УМВД России по Сахалинской области "Об утверждении протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N" в части определения размера единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты из расчета 54 кв.м. на семью из трех человек, признать право на получение недополученной части указанной выплаты, что из расчета 35, 6 кв.м. составляет 5 177 100 руб. 10 коп, взыскать с МВД России указанную выплату.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 2 июня 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным распоряжение УМВД России по Сахалинской области "Об утверждении протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N" N от ДД.ММ.ГГГГ в части определения размера единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. За Ромащёвым В.В. признано право на получение недополученной части единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на 35, 6 кв.м.
С МВД России в пользу Ромащёва В.В. взыскана недополученная часть единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 5 177 100 руб. 10 коп.
Апелляционным определением Сахалинского областного суда от 22 сентября 2020 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МВД России и УМВД России по Сахалинской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по настоящему делу установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Частью 2 указанной выше нормы установлены условия, при наличии которых сотрудник имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно:
он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2);
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве, собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4);
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5); проживает в общежитии (пункт 6);
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (пункт 7).
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона закреплено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
В части 5 статьи 4 данного Федерального закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30 декабря 2011 года N1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Из материалов дела и судом установлено, что Ромащёв В.В. уволен из органов внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет, которая составила 25 лет 2 месяца и 21 день и с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома на состав семьи 4 человека, в последующем состав семьи истца изменился до 3 человек.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ истцу на праве собственности принадлежит недвижимое имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 35, 6 кв.м.
Решением жилищной комиссии УМВД России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённым распоряжением УМВД России от ДД.ММ.ГГГГ, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья Ромащёву В.В. рассчитана в размере 2 675 804 руб. 54 коп. - из положенной истцу площади жилого помещения в размере 54 кв.м. исключена площадь указанного выше жилого дома - 35, 6 кв.м.
Основанием для принятия такого решения послужили требования Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации
Пунктом 27 Правил определен порядок расчета размера единовременной социальной выплаты уполномоченным органом с приведением соответствующей формулы, которая в числе прочих параметров содержит такой, как сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
Согласно пункту 29 Правил в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Истец в обоснование своих требований представил Акт обследования кадастрового инженера К.Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" снесен, письмо председателя межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N о невозможности выдать заключение ввиду отсутствия объекта.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из доказанного факта сноса указанного выше дома и наличия формальной регистрации права истца на указанный объект недвижимости.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом, полагая, что Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено постановлением Правительств РФ от 28.01.2016 N47, далее Положение), на которое сослалось МВД России в настоящем споре, применению не подлежит, в связи с чем фактическое отсутствие объекта недвижимости не может лишать истца права на получение социальной выплаты в полном обьеме.
Обращаясь с кассационной жалобой МВД России и УМВД России по Сахалинской области полагали вышеизложенные выводы неверными, с чем следует согласиться.
Вывод судов о том, что согласно пункту 2 Положения оно распространяется только на жилые помещения, находящиеся в эксплуатации, в связи с чем снесенный дом не подпадает под его действие, сделан без учета пункта 3 данного положения, согласно которому для применения указанного положения существенным является условие о вводе жилого помещения в эксплуатацию, а не его фактическое использование.
Согласно пункту 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении N 47 требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 названного положения. При этом, отказ Комиссии от принятия какого-либо решения Положением N 47 не предусмотрен.
Тем не менее, как усматривается из материалов дела, соответствующего решения Комиссией по результатам обследования спорного жилого помещения не принято.
Судами обеих инстанций не принято во внимание, что порядок прекращения права собственности на жилое помещение определен нормами Гражданского Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст.1 Федерального Закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ5 указанная статья была дополнена частью 5, в силу которой государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Чтобы прекратить право собственности на объект недвижимости в связи с его сносом, нужно снять его с кадастрового учета. Эти процедуры проводятся одновременно (ч.3 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).
При наличии сохраненного за истцом зарегистрированного права на объект недвижимости, в настоящем споре юридически значимыми являлось выяснение вопросов, связанных с обращением истца в Управление Россреестра с заявлением о прекращении права собственности, либо обжалованием единоличного решения председателя межведомственной комиссии, оформленного в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ N об отсутствии возможности выдать заключение, оценка указанных обстоятельств, что суд первой инстанции оставил без внимания.
Суд апелляционный инстанции призванный устранить допущенные нарушения, не только их не устранил, но и придал примененным нормам материального права значение, которого там не содержится.
Установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях судами обеих инстанций требований закона, в связи с чем в целях соблюдения сроков рассмотрения дела, коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение с учетом отраженных в настоящем определении обстоятельств и приведенных требований закона.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 сентября 2020 года отменить, направить материалы дела на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.