Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Акатова Д.А.
судей: Дементьева А.А. и Герасимова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Филимоновой Е.С.
с участием прокурора Гулиева А.Г, осужденного Самодурова А.С, его защитника - адвоката Лобачёва И.Ю, представившего ордер N N от 31 марта 2021г. и удостоверение N N, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Самодурова А.С. на приговор мирового судьи судебного участка N2 Кирсановского района Тамбовской области от 24 октября 2018г. и апелляционное постановление Кирсановского районного суда Тамбовской области от 11 января 2019г. в отношении осужденного Самодурова А.С,.
Заслушав доклад судьи Акатова Д.А, выступление осужденного Самодурова А.С. и его защитника - адвоката Лобачёва И.Ю, поддержавших доводы кассационной жалобы, просивших об изменении приговора и смягчении назначенного наказания, прокурора Гулиева А.Г, не возражавшего против частичного удовлетворения кассационной жалобы, просившего об изменении состоявшихся судебных решений, судебная коллегия
установила:
приговором мирового судьи судебного участка N2 Кирсановского района Тамбовской области от 24 октября 2018г.
Самодуров А.С, 26 июля 1988г. рождения, уроженец пос. Прямица Кирсановского района Тамбовской области, судимый:
- 12 марта 2018г. приговором Кирсановского районного суда Тамбовской области по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 3 годам лишения свободы, условно с испытательным сроком на 3 года;
- 27 июля 2018г. приговором того же суда по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 250 часам обязательных работ; постановлением того же суда от 1 августа 2018г. условное осуждение по приговору от 12 марта 2018г. отменено, Самодуров А.С. направлен для отбывания наказания на 3 года в исправительную колонию общего режима;
осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы.
На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору от 27 июля 2018г. назначено 1 год 20 дней лишения свободы. В соответствии со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания, назначенного по приговору от 12 марта 2018г. и окончательно назначено 3 года 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Срок отбывания наказания постановлено исчислять с 24 октября 2018г. В отношении Самодурова А.С. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Апелляционным постановлением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 11 января 2019г. приговор изменен: вводная часть приговора дополнена указанием об обвинении Самодурова А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ; на основании ст. 70 УК РФ присоединена неотбытая часть наказания по приговору от 12 марта 2018г. и назначено 3 года 4 месяца лишения свободы; на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору от 27 июля 2018г. окончательно назначено 3 года 4 месяца 20 дней лишения свободы; в срок отбытия наказания зачтен период отбывания наказания по приговору от 12 марта 2018г. с 1 августа по 23 октября 2018г.
В остальном приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе осужденный Самодуров А.С. указывает, что при вынесении апелляционного постановления не было учтено, что он отбывал наказание по ранее вынесенному приговору, поэтому назначенное ему наказание апелляционным постановлением от 11 января 2019г. является чрезмерно суровым и не соответствующим степени тяжести совершенного преступления.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2021г. кассационная жалоба осужденного с уголовным делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не связан доводами кассационной жалобы и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения допущены судом по настоящему делу.
Согласно ч. 2 ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
Состоявшийся приговор в полной мере не отвечает приведенным требованиям закона.
По приговору суда Самодуров А.С. осужден за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества.
Преступление совершено им 15 марта 2018г. в пос. Прямица Кирсановского района Тамбовской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Уголовное дело в отношении Самодурова А.С. рассмотрено в соответствии с положениями главы 40 УПК РФ, поскольку он заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства (особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением).
Требования, предусмотренные ст. 316 - 317 УПК РФ, о порядке проведения судебного заседания и постановления приговора соблюдены, при этом суд убедился, что обвинение, с которым согласился Самодуров А.С, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
Правовая оценка содеянного осужденным является правильной, основанной на уголовном законе и в кассационной жалобе не оспаривается.
Вместе с тем при назначении осужденному наказания были допущены существенные нарушения уголовного закона, которые не были устранены судом апелляционной инстанции.
Так, Самодуров А.С. по приговору от 24 октября 2018г. за совершение преступления небольшой тяжести при отсутствии отягчающих обстоятельств был осужден к реальному лишению свободы. Между тем в соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы не может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Понятие впервые совершенного преступления дается в разъяснениях, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011г. N1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (п. 26); от 27 июня 2013г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" (п.2). Согласно данным разъяснениям впервые совершившим преступление следует считать лицо, предыдущий приговор в отношении которого на момент совершения нового преступления не вступил в законную силу.
Как видно из материалов дела, Самодуров А.С. был осужден приговором от 12 марта 2018г, а кражу совершил 15 марта 2018г, то есть до момента вступления указанного приговора в законную силу.
При таких обстоятельствах суд за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, не вправе был назначать наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, суд первой инстанции, избрав при вынесении приговора в отношении Самодурова А.С. меру пресечения в виде заключения под стражу в нарушение положений ст. 72 УК РФ не засчитал время содержания под стражей до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня лишения свободы и неверно определилначало срока отбывания наказания - со дня вынесения приговора, а не вступления его в законную силу.
Допущенные судом первой инстанции нарушения уголовного закона, которые судом апелляционной инстанции устранены не были, следует признать существенными, поскольку они повлияли на исход дела - на назначение Самодурову А.С. наказания, а потому в соответствии с ч.1 ст. 401.15 УПК РФ они являются основанием к изменению состоявшихся судебных решений.
При назначении наказания Самодурову А.С. за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ, судебная коллегия учитывает характер и степень его общественной опасности, относящегося к категории небольшой тяжести, все данные о личности осужденного, влияние наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, отсутствие отягчающих и совокупность смягчающих наказание обстоятельств, в качестве которых на основании п. "г" ч.1 ст. 61 УК РФ судебная коллегия учитывает наличие у Самодурова А.С. малолетнего ребенка, а в соответствии с ч.2 ст. 61 УК РФ - полное признание Самодуровым А.С. вины, раскаяние в содеянном, заявление им ходатайства о рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.
Поскольку уголовное дело рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства, наказание Самодурову А.С. суд кассационной инстанции назначает с учетом правил ч. 5 ст. 62 УК РФ, а также положений ч. 1 ст. 56 УК РФ как лицу, впервые совершившему преступление небольшой тяжести при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств в виде ограничения свободы.
Кроме того, поскольку указанное преступление Самодуров Д.С. совершил как до, так и после постановления приговоров от 12 марта 2018г. и от 27 июля 2018г, наказание осужденному подлежит назначению с применением правил ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, а окончательное наказание - по совокупности преступлений на основании ч.5 ст. 69 УК РФ с применением положений п.п. "б", "г" ч.1 ст. 71 УК РФ.
При этом судебная коллегия учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", о том, что окончательное наказание, назначаемое по правилам ч.5 ст. 69 УК РФ путем частичного или полного сложения, должно быть строже наиболее строгого из наказаний, назначенных за входящие в совокупность преступления.
Вид исправительного учреждения Самодурову А.С. назначается в соответствии с п. "б" ч.1 ст. 58 УК РФ - исправительная колония общего режима.
Срок отбывания наказания Самодурову С.А. подлежит исчислению со дня вступления приговора в законную силу - с 11 января 2019г.
Кроме того, по настоящему уголовному делу при постановлении приговора в отношении Самодурова А.С. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и он взят под стражу в зале суда 24 октября 2018г.
При таких обстоятельствах в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок наказания подлежит зачету время содержания Самодурова А.С. под стражей с 24 октября 2018г. до вступления приговора в законную силу - по 10 января 2019г. (включительно) из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Кроме того судебная коллегия отмечает отсутствие правовых оснований для принятия судом апелляционной инстанции решения о зачете в срок наказания периода отбывания Самодуровым А.С. наказания с 1 августа 2018г. по 23 октября 2018г. по приговору Кирсановского районного суда Тамбовской области от 12 марта 2018г, которое не основано на правилах ст. 70 УК РФ, поскольку этот период судом учитывался при определении неотбытой части наказания по указанному приговору. Однако при отсутствии кассационного повода для ухудшения положения осужденного оснований для изменения состоявшихся судебных решений в этой части у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13, 401.14, 401.15, 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осужденного Самодурова А.С. удовлетворить.
Приговор мирового судьи судебного участка N2 Кирсановского района Тамбовской области от 24 октября 2018г. и апелляционное постановление Кирсановского районного суда Тамбовской области от 11 января 2019г. в отношении осужденного Самодурова А.С, изменить:
- назначить Самодурову А.С. по ч. 1 ст. 158 УК РФ наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 6 месяцев, с установлением для него следующих ограничений: не изменять место жительства и не выезжать за пределы Кирсановского района Тамбовской области без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за осужденными к ограничению свободы, с возложением обязанности являться один раз в месяц в указанный специализированный государственный орган для регистрации;
- на основании ст. 70 УК РФ с применением п. "б" ч.1 ст. 71 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединить неотбытую часть наказания, назначенного по приговору Кирсановского районного суда Тамбовской области от 12 марта 2018г. и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 1 месяц;
- на основании ч.5 ст. 69 УК РФ, с применением п. "г" ч.1 ст. 71 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного по правилам ст. 70 УК РФ наказания в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы с наказанием, назначенным по приговору Кирсановского районного суда Тамбовской области от 27 июля 2018г. в виде 250 часов обязательных работ назначить Самодурову А.С. окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 1 месяц 20 дней с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима;
- срок наказания Самодурову С.А. исчислять со дня вступления приговора в законную силу - с 11 января 2019г.;
- в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ засчитать в срок наказания время содержания Самодурова А.С. под стражей по настоящему уголовному делу - с 24 октября 2018г. до вступления приговора в законную силу - по 10 января 2019г. (включительно) из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима с учетом положений ч.3.3 ст. 72 УК РФ.
В остальной части состоявшиеся судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.