Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Гладких С.А., судей Телебы С.Г. и Макарова А.С., при секретаре судебного заседания Мкртчян М.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-325/2020 по апелляционной жалобе административного истца и его представителя на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2020 г. по административному иску "данные изъяты" запаса Бурлакова Дмитрия Александровича о признании незаконными действий должностных лиц Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных с порядком снятия административного истца с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства и порядком рассмотрения его письменного обращения.
Заслушав доклад судьи Макарова А.С, окружной военный суд
установил:
Бурлаков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решение заместителя руководителя ДЖО МО РФ от 18 февраля 2019 г. N Д-11022/2019 о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства в г. Одинцово Московской области и письменный отказ в отмене этого решения начальника 1 отдела ДЖО МО РФ от 20 января 2020 г. N194/1/дж-06504/301; обязать руководителя ДЖО МО РФ их отменить, повторно рассмотрев вопрос принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель просят указанное решение отменить и принять новое, которым административный иск удовлетворить, поскольку о наличии у административного истца права собственности на 1/3 доли в жилом помещении он узнал лишь в 2013 г, так как приватизация состоялась, когда он был несовершеннолетним; с 18 лет в этом жилом помещении он не проживал в связи с прохождением военной службы в других городах; в силу закона он сохранил право на бесплатную приватизацию еще одного жилого помещения, в связи с чем вывод суда об обеспеченности административного истца жильем не обоснован. Общая продолжительность военной службы Бурлакова более 10 лет, он уволен по льготному основанию, избрал место жительства, в связи с чем подлежал в 2011 г. обеспечению жильем от военного ведомства. Правомерность постановки административного истца на жилищный учет до февраля 2019 г. неоднократно проверялась уполномоченным жилищным органом, решения о принятии его составом семьи три человека на жилищный учет не отменены и их отмена не входит в компетенцию суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено окружным военным судом, Бурлаков, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, исключенный с 6 сентября 2011 г. из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям и имеющий на момент исключения общую продолжительность военной службы более 10 лет, в 2015 г. принят ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства г. Одинцово Московской области составом семьи два человека (он и дочь 2012 г.р.) с даты подачи заявления об этом то есть с 1 сентября 2011 г.
В январе 2011 г. Бурлаков вступил в брак с ФИО1. В октябре 2012 г. у них родилась дочь ФИО2.
При этом 13 мая 2011 г. супруга административного истца подарила принадлежащую ей на праве собственности 1/2 доли квартиры по адресу: г.Екатеринбург, "адрес", общей площадью 43, 8 кв.м. своей матери.
В период с 1995 г. по октябрь 2013 г. Бурлакову принадлежала 1/3 доли жилого помещения по адресу: Саратовская область, г. Балаково, "адрес", общей площадью 43, 6 кв.м.
В 2017 г. в связи с истечением установленного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) срока на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении совместно с административным истцом и его дочерью принята его супруга.
В октябре 2018 г. Бурлаков подал заявление о предоставлении ему жилищной субсидии.
18 февраля 2019 г. заместителем руководителя ДЖО МО РФ принято оспариваемое решение об отказе в предоставлении субсидии и снятии административного истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку на 1 сентября 2011г. состав семьи административного истца составлял два человека (он и супруга), супруга совершила намеренные действия, ухудшающие жилищные условия, и установленный ст. 53 ЖК РФ срок не истек, а административный истец был обеспечен общей площадью принадлежащей ему доли жилого помещения (14, 53 кв.м.) свыше установленной в г. Одинцово Московской области учетной нормы (8 кв.м.).
27 февраля, 20 июня, 29 августа и 13 декабря 2019 г. Бурлаков обращался в досудебном порядк, е в том числе к руководителю ДЖО МО РФ, с жалобами на оспариваемое решение заместителя руководителя ДЖО МО РФ, в пересмотре которого ему отказано 30 января 2020 г.
На момент принятия оспариваемых решений административный истец и члены его семьи проживали в жилом помещении по адресу: г. Екатеринбург, "адрес", общей площадью 43, 8, принадлежащем на праве собственности матери и брату супруги административного истца.
Данные обстоятельства установлены судом на основании копий послужного списка административного истца, решения Московского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2012 г, рапорта об увольнении с военной службы от 2 сентября 2011 г, выписок из приказов командующего войсками Западного военного округа от 22 июля 2011 г. N N и командира войсковой части N от 2 сентября 2011 г. N N, решений заместителя начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ от 17 февраля 2015 г. N N, заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" МО РФ от 26 февраля 2015 г. N N, заместителя руководителя ДЖО МО РФ от 20 марта 2017 г. N N и от 18 февраля 2019 г. N N, свидетельств о заключении брака и о рождении, договора дарения доли в праве собственности от 13 мая 2011 г, выписки из ЕГРП от 16 февраля 2019 г. N, договора купли-продажи квартиры от 25 сентября 2013 г, заявления о перечислении жилищной субсидии от 29 октября 2018 г, справки паспортиста от 4 июля 2016 г. N N, а также заявлений от 27 февраля, 20 июня, 29 августа и 13 декабря 2019 г.
Анализируя вышеприведенные фактические обстоятельства, окружной военный суд исходит из следующего.
В соответствии с чч. 1 и 6 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о предполагаемом нарушении его прав, свобод и законных интересов. Несвоевременное рассмотрение жалобы вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Согласно штампу входящей корреспонденции Екатеринбургского гарнизонного военного суда с административным иском Бурлаков обратился 4 марта 2020 г.
Исходя из конкретных обстоятельств данного административного дела, в том числе длительности нахождения Бурлакова на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также поскольку административный истец 27 февраля, 20 июня, 29 августа и 13 декабря 2019 г. обращался в ДЖО МО РФ, в том числе к его руководителю, с жалобой на решение заместителя руководителя ДЖО МО РФ от 18 февраля 2019 г. N Д-11022/2019, которая фактически рассмотрена уполномоченным вышестоящим должностным лицом лишь 30 января 2020 г, окружной военный суд приходит к выводу о том, что срок обращения с административным иском в суд в части оспаривания решения от 18 февраля 2019 г. Бурлаковым пропущен по уважительной причине, в связи с чем требования иска обоснованно рассмотрены гарнизонным военным судом по существу.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в соответствии со ст. 51 ЖК РФ в жилых помещениях, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Согласно п. 2, 3 и 9 действовавших на тот момент Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, принятие военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществлялось на основании заявления военнослужащего, дата подачи которого определяла дату принятия военнослужащего на учет, а в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях подлежала применению учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 11 февраля 2009г. N2/31 установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях не более 8, 0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Ввиду изложенного, по состоянию на 1 сентября 2011 г. - дату подачи административным истцом, обеспечиваемым на все время службы служебным жилым помещением, имеющим общую продолжительность военной службы более 10 лет и подлежащим увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, заявления о принятии его на учет в качестве нуждающегося в избранном постоянном месте жительства г.Одинцово Московской области - Бурлаков, являясь собственником 1/3 доли жилого помещения по адресу: Саратовская область, г. Балаково, "адрес", общей площадью 43, 6 кв.м, был обеспечен его общей площадью (14, 53 кв.м.) более учетной нормы.
При этом при принятии по состоянию на 1 сентября 2011 г. решения о признании Бурлакова нуждающимся в жилом помещении не подлежали учету ни дочь административного истца, поскольку та родилась в 2012 г, ни супруга, поскольку та намеренно ухудшила свои жилищные условия, подарив принадлежащую ей на праве собственности 1/2 доли жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, "адрес", общей площадью 43, 8 кв.м. своей матери.
В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, является правильным вывод гарнизонного военного суда о законности и обоснованности оспариваемых решения и письменного ответа должностных лиц ДЖО МО РФ.
Приходя к такому выводу, окружной военный суд также учитывает, что согласно имеющимся в материалах дела документам административный истец, его супруга и дочь проживают в жилом помещении по адресу: г. Екатеринбург, "адрес", общей площадью 43, 8 кв.м, принадлежащим на праве собственности матери и брату супруги административного истца, и обеспечены его общей площадью по 8, 76 кв.м. каждый.
Ссылка административного истца на незнание до 2013 г. о наличии в собственности доли жилого помещения, как и на не проживание в нем с 18 лет в связи с прохождением военной службы в других городах, на правильность оспариваемых решения и письменного ответа ДЖО МО РФ не влияет, поскольку юридически значимым обстоятельством для настоящего административного дела является само по себе наличие у Бурлакова по состоянию на 1 сентября 2011 г. права собственности на долю в жилом помещении, общая площадь которого превышает учетную норму в избранном постоянном месте жительства.
Сохранение административным истцом права на бесплатную приватизацию еще одного жилого помещения также на правильность выводов суда не влияет, поскольку относится лишь к процедуре приватизации и не образует у административного истца самостоятельного права на обеспечение жильем от военного ведомства.
Довод апелляционной жалобы о том, что правомерность постановки административного истца на жилищный учет до февраля 2019 г. неоднократно проверялась уполномоченным жилищным органом является несостоятельным, поскольку после принятия в 2015 г. Бурлакова на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отношении него принято лишь одно решение - от 18 февраля 2019 г, в то время как решение в 2017 г. принималось в отношении его супруги и без отражения какой-либо оценки правомерности постановки самого Бурлакова на соответствующий учет.
То обстоятельство, что решения о принятии административного истца составом семьи три человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не отменены и их отмена не входит в компетенцию суда, не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемого судебного решения, поскольку решение о снятии военнослужащего с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, принятое уполномоченным жилищным органом, влечет невозможность военнослужащего состоять на таком учете и без отмены ранее состоявшихся решений о принятии на соответствующий учет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, определил:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2020 г. по административному иску Бурлакова Дмитрия Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и его представителя - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий С.А. Гладких
Судьи: С.Г. Телеба
А.С. Макаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.