Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пономарева Р.С, судей Панковой А.В, Харлова А.С, при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чистяковой Г.И. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Чистиковой Г.И. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С, судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным иском к Чистяковой Г.И. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год и пени в общем размере 922 рублей 52 копеек.
В обоснование требований указано, что Чистякова Г.И. является плательщиком земельного налога как собственник земельного участка с кадастровым номером N. В связи с неуплатой земельного налога за 2015 год образовалась недоимка в размере 732 рублей, пени за период с 02 декабря 2016 года по 09 июля 2019 года в размере 190 рублей 52 копеек, которые не уплачены.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 ноября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
С данным решением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что не является собственником земельного участка с кадастровым номером N. Обращает внимание на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, а также ненаправлении копии административного иска в ее адрес.
В возражениях относительно апелляционной жалобы административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 150 и 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев административное дело по правилам, предусмотренным частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 3, пункте 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, в 2015 году Чистякова Г.И. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлено налоговое уведомление от 08 октября 2016 года N 76292411 о необходимости уплаты земельного налога за 2015 год.
В связи с наличием задолженности в адрес Чистяковой Г.И. направлены требования об уплате налога по состоянию на 03 февраля 2017 года N 941 со сроком исполнения до 21 марта 2017 года, на 10 июля 2019 года N 9973 со сроком исполнения до 01 ноября 2019 года, которые административным ответчиком не исполнены.
22 июня 2020 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебный приказ N 2а-3008/2020-9 от 29 июня 2020 года отменен определением мирового судьи от 01 сентября 2020 года в связи с поступившими от должника возражениями.
В установленный законом срок 09 октября 2020 года инспекция обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и установив, что недоимка по земельному налогу за 2015 год Чистяковой Г.И. не уплачена, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления налогового уведомления, требований, соблюдения срока на обращение в суд, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами налогового законодательства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок не принадлежит административному ответчику на праве собственности, признаются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращения со дня внесения записи о праве лица на соответствующий земельный участок.
В пункте 4 указанного постановления Пленума разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункт 9 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 данного постановления Пленума, поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных разъяснений плательщиками земельного налога являются физические лица, которые в Едином государственном реестре недвижимости указаны как обладающие правом собственности, а также независимо от государственной регистрации перехода соответствующего права, если это право является ранее возникшим и признается юридически действительным, а также если такое вещное право перешло в порядке универсального правопреемства (наследования) (пункт 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно представленной в материалы административного дела копии свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 15 апреля 1996 года нотариусом Каргопольской нотариальной конторы Архангельской области Г.Т.М, административный ответчик Чистякова Г.И. является наследником имущества наследодателя Ч.И.В, в частности ? доли земельного участка с кадастровым номером N.
На запрос суда апелляционной инстанции Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской и Ненецкому автономному округу сообщено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером N сведения в Едином государственном реестре недвижимости о собственнике отсутствуют.
Указанное, вопреки доводам апелляционной жалобы, подтверждает, что Григорьева Т.М. в порядке наследования, независимо от государственной регистрации перехода соответствующего права, стала собственником ? доли спорного земельного участка, а, следовательно, плательщиком земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Утверждение административного ответчика о неполучении копии административного искового заявления судебной коллегией отклоняется, поскольку как следует из списка внутренних почтовых отправлений от 21 сентября 2020 года N 6 Чистяковой Г.И. по адресу регистрации: "адрес" было направлено административное исковое заявление с приложениями; отправлению присвоен почтовый идентификационный номер 80092352078338.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с вышеуказанным идентификационным номером оно вручено адресату 06 октября 2020 года.
Довод жалобы о неизвещении административного ответчика о времени и месте судебного заседания суда первой инстанции опровергается материалами административного дела, согласно которым о судебном заседании 18 ноября 2020 года Чистякова Г.И. извещалась судом почтовым отправлением, однако извещение ею не было получено. Риск неполучения поступившей судебной корреспонденции в силу абзаца второго пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит на адресате.
В суд апелляционной инстанции административным ответчиком представлены копии чек-ордеров от 20 октября 2020 года на сумму 63 рубля и 490 рублей соответственно, от 03 декабря 2018 года на сумму 490 рублей, с указанием на отсутствие задолженности по земельному налогу за спорный период.
Вместе с тем, согласно дополнениям к возражениям на апелляционную жалобу инспекция указывает, что 22 октября 2020 года прошла оплата от Чистяковой Г.И. земельного налога за 2019 год, в том числе в сумме 490 рублей за земельный участок с кадастровым номером N, "адрес", а также в размере 69 рублей за земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Задолженность по земельному налогу за 2015 год и пеням по состоянию на 17 марта 2021 года административным ответчиком не оплачена.
Иных заслуживающих внимания правовых доводов апелляционная жалоба не содержит.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, с учетом положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации для правильного исчисления суммы земельного налога необходимо знать период владения, кадастровую стоимость и ставку налога на налоговый период.
Как следует из материалов административного дела, в 2015 году период владения Чистяковой Г.И. земельным участком с кадастровым номером N был равен 12 месяцам, кадастровая стоимость земельного участка в этом году составляла 356 917 рублей, таким образом, с учетом доли собственности налогоплательщика на земельный участок, недоимка за 2015 год составит 183 рубля (кадастровая стоимость 365 917 рублей * 1/4 * ставку налога 0, 20 %), размер пеней за период со 02 декабря 2016 года по 09 июля 2019 года - 47 рублей 63 копейки (расчеты приведены л.д. 54).
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению в части с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 ноября 2020 года изменить в части и принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Чистяковой Г.И. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Чистяковой Г.И, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, уроженки "данные изъяты", зарегистрированной по адресу: "адрес", в доход соответствующего бюджета задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2015 год в размере 183 рубля, пени по земельному налогу за период со 02 декабря 2016 года по 09 июля 2019 года в размере 47 рублей 63 копеек, всего: 230 рублей 63 копейки, с перечислением взысканных сумм на счет N 40101810500000010003, БИК 041117001, Отделение Архангельск, ИНН 2918006144, КПП 291801001 УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу).
В удовлетворении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Чистяковой Г.И. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 549 рублей, пени за период со 02 декабря 2016 года по 09 июля 2019 года в размере 142 рублей 89 копеек отказать.
Взыскать с Чистяковой Г.И. в доход бюджета муниципального образования "Северодвинск" государственную пошлину в размере 400 рублей.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.