Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Каминской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 13 января 2021 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления командира войсковой части N о взыскании со старшего сержанта запаса Савченко Евгения Анатольевича излишне выплаченных денежных средств.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
командир войсковой части N через представителя обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с Савченко Е.А. 10 875 руб. 35 коп, полученных в результате излишне выплаченной в период с 1 января по 28 мая 2015 г. ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности "заместитель командира взвода - командир отделения взвода аэрозольного противодействия роты радиационной, химической и биологической защиты (АЭП и ПМ) батальона радиационной, химической и биологической защиты" (за службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями), вместо положенных 5 %.
Решением гарнизонного военного в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование он указывает, что подп. "е" п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 (в редакции, действовавшей до 21 ноября 2016 г.), не была предусмотрена выплата надбавки за особые условия военной службы в размере до 20 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, занимающим воинские должности заместителя командира взвода - командира отделения. Занимаемая ответчиком должность может быть отнесена только к иным воинским должностям, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, и размер надбавки за руководство по данной воинской должности составляет 5 % оклада по воинской должности. Поэтому до 21 ноября 2016 г. Савченко Е.А. права на получение данной надбавки в размере 20 % оклада по воинской должности не имел. Также, по мнению автора жалобы, счетная ошибка выразилась в некорректном толковании действующего законодательства командованием войсковой части N и введением ошибочных данных в автоматизированную систему "Алушта" при формировании базы данных довольствующего финансового органа - единого расчетного центра, результатом чего явились неправильный расчет и неправомерная выплата ответчику в автоматическом режиме денежных средств. При этом, кем допущена счетная ошибка, правового значения не имеет.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Частью 18 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073, надбавка выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделений, по перечню, утвержденному государственным органом.
Согласно подпункту "е" пункта 53 Порядка, в редакции приказа Министра обороны РФ от 2 июня 2014 г. N 391, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связанно с руководством подразделениями, ежемесячная надбавка выплачивалась до 20 % оклада по воинской должности.
В приложении N 9 к Порядку совмещенная воинская должность заместителя командира взвода - командира отделения, за исполнение обязанностей по которой надбавка устанавливалась в размере 20 % оклада по воинской должности, указана не была. Для иных воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, не вошедшим в перечень приложения N 9, была предусмотрена надбавка в размере 5 % оклада по воинской должности.
Из пункта 39 Порядка следует, что надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания.
Таким образом, выплата указанной надбавки может производиться только на основании согласованного с финансовым органом приказа командира воинской части.
Судом первой инстанции установлено, что Савченко Е.А. с 22 декабря 2014 г. проходил военную службу в должности заместителя командира взвода - командира отделения взвода аэрозольного противодействия роты радиационной, химической и биологической защиты войсковой части N.
В период прохождения военной службы, на основании приказа командира войсковой части N от 29 января 2015 г. N 15 ответчику, замещающему указанную воинскую должность, была установлена и выплачивалась ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности.
Приказом командира этой же воинской части от 2 июня 2015 г. N 133 Савченко Е.А. с 15 июня 2015 г. исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас.
Актом выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части N от 19 октября 2018 г. N 37 Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) установлено, что в нарушение требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 391 указанная надбавка выплачивалась в размере 20 % оклада по воинской должности вместо положенных 5 %.
Между тем предусмотренные законом основания для взыскания с ответчика вышеуказанных денежных средств отсутствуют.
Как следует из части 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Пунктом 3 ст. 1109 ГК РФ определено, что заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, возврату не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку по делу достоверно установлено, что спорная надбавка в размере 20 % в период с 1 января по 28 мая 2015 г. производилась Савченко Е.А. на основании приказа командира войсковой части N, а доказательств недобросовестности в действиях ответчика не установлено, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с военнослужащего денежных средств, выплаченных ему в качестве средств к существованию.
Судебная коллегия также учитывает, что с ноября 2016 года данная надбавка по занимаемой ответчиком должности на основании приказа Министра обороны РФ от 18 октября 2016 г. N 675 установлена в размере 20 % оклада по воинской должности.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие в приложении N 9 к Порядку (в редакции от 2 июня 2014 г.) указания на установление надбавки в размере 20 % оклада по совмещенным воинским должностям не является основанием для ее взыскания за период, в котором она была выплачена на основании приказа уполномоченного должностного лица в соответствии с действовавшим на этот период законодательством.
Поскольку военно-служебные отношения базируются на одном из основных принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации - принципе единоначалия, который согласно ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, то издание уполномоченным должностным лицом приказа о выплате указанной надбавки в данном случае не может быть отнесено к счетной ошибке.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 13 января 2021 г. по исковому заявлению командира войсковой части N о взыскании с Савченко Евгения Анатольевича излишне выплаченных денежных средств оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.