Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тогубицкого В.А, судей: Патланя В.А. и Потапченко И.Н, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований прапорщика запаса Бекботова Мурата Висангиреевича о признании незаконными действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с расчетом подлежащей выплате административному истцу субсидии для приобретения и строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения истца и его представителя Гриднева С.И. в обоснование поданной жалобы, представителя административных ответчиков - Кемеева Р.С, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии войсковой части N от 3 августа 2020 г, оформленным протоколом N 6, норматив общей площади жилого помещения (далее - норматив) для предоставления Бекботову М.В. жилищной субсидии уменьшен на 9 кв.м общей площади жилого помещения, предоставленного ему ранее в собственность за счет государства, а также на 4, 52 кв.м общей площади жилого помещения, приходившейся на его супругу, как члена семьи собственника жилого помещения.
Бекботов М.В. оспорил в судебном порядке данное решение, просил обязать жилищный орган его отменить.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы указывает на то, что в 2008 году он, как вынужденный переселенец, в составе семьи матери, был обеспечен жилым помещением посредством социальной выплаты из расчета 9 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Данное жилое помещение в 2010 году было отчуждено. Природа указанной выплаты, как полагает административный истец, направлена на компенсацию вынужденно оставленного жилья государству. В связи с этим он полагает, что имеет право на обеспечение жильем за счет государства в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Бекботов М.В. также считает ошибочным вывод суда первой инстанции относительно права пользования его супругой жилым помещением ее матери, поскольку такое право прекращено на основании решения Магасского районного суда Республики Ингушетии от 30 июля 2019 г.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абзацам 13, 14 пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ) военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и части 8 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76.
В силу пунктов 3, 4 названных Правил норматив общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь занимаемых военнослужащими и (или) членами их семей жилых помещений, а также на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
По делу установлено, что Бекботов М.В. проходил военную службу по контракту с 1999 года. В марте 2019 года он уволен с военной службы по истечении срока контракта, общая продолжительность его военной службы составляла более 20 лет.
Решением Промышленного районного суда г. Владикавказа от 18 марта 2008 г. установлен факт проживания семьи Бекботовых, в том числе истца, по состоянию на 2 ноября 1992 г. в домовладении по адресу: "адрес" из которого они вынужденно выселились в результате осетино-ингушского конфликта и переехали в Республику Ингушетию.
Решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 23 октября 2019 г. установлено, что 17 ноября 2008 г. семье Бекботовых, в том числе истцу, на основании постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 274 за счет средств федерального бюджета предоставлена государственная поддержка в форме социальной выплаты на приобретение жилья, как вынужденным переселенцам, из расчета 9 кв.м общей площади на 1 члена семьи (на 11 человек 1 425 600 рублей). За счет этих средств Бекботовыми было приобретено в общую долевую собственность жилое помещение общей площадью 80, 7 кв. м (по 1/11 доли на каждого члена семьи) в "адрес". В 2010 году это жилое помещение Бекботовыми, в том числе истцом, отчуждено.
В связи с этим на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 19 июня 2019 г, оформленного протоколом N 6, в принятии Бекботова М.В. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом в собственность бесплатно или по договору социального найма, отказано.
Согласно апелляционному определению Южного окружного военного суда от 17 марта 2020 г, которым отменено решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 23 октября 2019 г, указанное решение жилищной комиссии признано незаконным. При этом, исходя из характера и размера предоставленной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции, применительно к учетной норме, установленной для места реализации выплаты и избранного места жительства ("адрес"), пришел к выводу о возможности улучшения Бектовым М.В. жилищных условий.
Эти обстоятельства в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ имеют преюдициальное значение для настоящего дело и доказыванию вновь не подлежат.
Таким образом, Бекботов М.В. в период прохождения военной службы реализовал свое право на обеспечение жильем за счет государства. Последующее признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагает, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья. Ухудшение Бекботовым М.В. своих жилищных условий в дальнейшем путем отчуждения указанного жилья не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учета ранее предоставленного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность государства по обеспечению Бекботова М.В. жильем по установленным нормам в полной мере реализована путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного от государства жилья.
Данный вывод согласуется с вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом социальной справедливости, направленным на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
По делу также установлено, что с 2000 года супруга истца проживала в принадлежащем ее матери жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 45, 2 кв.м.
После регистрации в 2010 году брака Бекбототвы проживали на условиях найма в г. Владикавказе, а с мая 2016 года - вновь в принадлежащем матери жилом помещении. В январе 2019 года Бекботовы выехали из указанного жилого помещения, стали проживать на условиях найма в том же населенном пункте по "адрес"
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из изложенного следует, что, вселившись в принадлежащее матери жилое помещение, зарегистрировавшись по месту жительства в нем, супруга истца приобрела статус члена семьи собственника жилого помещения без определения ее прав иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, подтвердила этот статус, повторно вселившись в него в 2016 году, и сохраняла его до января 2019 года.
При таких обстоятельствах действия супруги истца, связанные с выселением из указанного жилого помещения, применительно к пункту 4 Правил, обоснованно признаны жилищным органом и судом в качестве основания для уменьшения норматива на общую площадь жилого помещения, приходившуюся на супругу истца, как члена семьи собственника жилого помещения.
Ссылка в жалобе на решение Магасского районного суда Республики Ингушетии от 30 июля 2019 г. является несостоятельной, поскольку оно принято уже после совершения супругой истца указанных действий, поэтому о вынужденном характере выселения ее из домовладения матери не свидетельствует.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Бекботова Мурата Висангиреевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 апреля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.