Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Патланя В.А. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Каминской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных старшим прапорщиком Шеменковым Дмитрием Александровичем требований о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Кабанова Н.В. в обоснование доводов поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
названным решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении административного искового заявления Шеменкова Д.А, в котором он просил признать незаконным и подлежащим отмене приказ командира войсковой части N от 14 октября 2020 г. N 198 о прекращении ему с 1 сентября 2020 г. выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований по следующим основаниям. Является ошибочным вывод суда об отсутствии у него права на названную денежную компенсацию после его отказа от предоставленной комнаты в общежитии, поскольку предложенное ему к заселению жилое помещение не соответствует нормам предоставления жилых помещений в общежитии, а также санитарным и гигиеническим требованиям.
Из положений пунктов 4 и 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) следует, что меньшие по установленным нормам жилые помещения маневренного фонда или общежития могут предоставляться только при согласии военнослужащего. Исчерпывающий перечень оснований для прекращения выплаты денежной компенсации, согласно которому такого основания, как правомерный отказ от жилого помещения, несоответствующего площади предоставления служебного жилья, этот пункт не содержит. В связи с предстоящим увольнением его с военной службы по возрасту и избранием места постоянного проживания г. Краснодара предложение места в общежитии по месту службы неправомерно.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно пункту 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909.
Пунктами 2 и 3 вышеприведенного Порядка определено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту их военной службы.
В соответствии с пунктами 2, 4 и 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303, названная выплата осуществляется военнослужащим по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего. Выплата осуществляется ежемесячно через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему, включенному в список на предоставление специализированного жилого помещения по месту прохождения военной службы, в случае невозможности обеспечения его служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием и лишь на основании его соответствующего волеизъявления, выраженного в форме рапорта с приложением документов, подтверждающих право на получение компенсации. Если военнослужащий отказался от предложенного служебного жилого помещения по личным мотивам, правовые основания для выплаты ему компенсации за наем жилого помещения утрачиваются.
По делу установлено, что на основании решения жилищного органа от 16 ноября 2015 г. N 2838 07/6272-2015 Шеменков Д.А. с 3 ноября того же года включен в список военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения составом семьи два человека.
В связи с необеспеченностью жилым помещением по месту прохождения военной службы он по договору найма проживает в жилом помещении, расположенном на "адрес"
Поэтому ему на основании изданных командиром войсковой части N приказов ежемесячно выплачивалась денежная компенсация за наем жилья.
Решением начальника 1 отдела (г. Севастополь) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел жилищного обеспечения) от 22 июля 2020 г. N ЮРУЖО-07/03/1046-20 Шеменкову Д.А. по месту службы в "адрес" предложено к заселению жилое помещение в общежитии, расположенном по "адрес" комната N 5, общей площадью 12.1 кв.м, от которого он в августе 2020 года отказался.
При этом административный истец корешок N 2 согласия или отказа от предложенного жилого помещения, как и документов, подтверждающих уважительность причин отказа и ненаправления этого корешка в жилищный орган, не представил.
После поступления в войсковую часть N сообщения об отказе Шеменкова Д.А. от жилья 14 октября 2020 г. командиром воинской части издан приказ N 198 о прекращении ему с 1 сентября 2020 г. выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений.
Кроме того, 20 ноября 2020 г. на основании решения начальника отдела жилищного обеспечения N ЮРУЖО-07/03/1849-20 Шеменкову Д.А. в том же общежитии предложена комната N 23, общей площадью 12.12 кв.м, от которой он 28 ноября 2020 г. также отказался, сославшись на несоответствие предложенной ему комнаты по площади норме предоставления на одного человека, а также на предстоящее увольнение с военной службы, о чем указал в корешке N 2 к сообщению жилищного органа.
Из сообщения начальника отдела жилищного обеспечения от 20 ноября 2020 г. на запрос суда видно, что на дату предоставления Шеменкову Д.А. комнат в общежитии отсутствовали служебные жилые помещения или помещения маневренного фонда на состав семьи два человека. Предложенные административному истцу в августе и ноябре 2020 года комнаты в общежитии предлагались другим военнослужащим, которые в жилищный орган не прибыли. Сведений о признании в установленном порядке распределенного Шеменкову Д.А. жилого помещения непригодным для проживания по санитарным и гигиеническим требованиям в жилищный орган не представлено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии после отказа Шеменкова Д.А. в августе 2020 года от предложенного жилого помещения оснований для выплаты ему с 1 сентября 2020 г. названной денежной компенсации.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях.
Согласно ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Из сообщения Крымского территориального управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 141/8/10/6832 следует, что жилая площадь распределенных административному
истцу на состав семьи два человека в общежитии комнат NN 5 и 23 составляет 12.1 кв.м и 12.12 кв.м, что соответствует установленной норме.
Поскольку Шеменкову Д.А. с учетом состава семьи было предоставлено жилое помещение в надлежащем по площади размере, однако он от него в августе 2020 года отказался по личным мотивам, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности действий командира войсковой части N, связанных с изданием обжалуемого приказа о прекращении административному истцу с 1 сентября 2020 г. выплаты упомянутой денежной компенсации.
Утверждение административного истца о непригодности предоставленного жилого помещения по санитарным и техническим требованиям для проживания является безосновательным, поскольку такого решения полномочным органом (межведомственной комиссией) в соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, не принималось.
Доводы жалобы о невозможности проживания в общежитии ввиду предстоящего увольнения административного истца с военной службы и избрания им местом жительства "адрес" правомерно признаны судом несостоятельными и не влияющими на обоснованность оспариваемого решения о прекращении выплаты названной денежной компенсации.
На правильность перечисленных выводов суда не влияет ответ заместителя директора Департамента социальных гарантий от 26 декабря 2020 г. N 182/6/3967 на обращение Шеменкова Д.А, приобщенный по ходатайству представителя административного истца в суде апелляционной инстанции, так как он не относится к нормативным правовым актам, определяющим порядок выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем жилых помещений.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2020 г. по административному исковому заявлению Шеменкова Дмитрия Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 марта 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.