Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Санникова А.Б, при секретаре судебного заседания Каминской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 1 декабря 2020 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора запаса Бабичева Михаила Ивановича о признании незаконными действий командующего Южным округом войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ЮО ВНГ России), связанных с дачей ответа на его обращение, в котором указано об отсутствии оснований для предоставления ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя административного истца - Соловьева А.В. в обоснование доводов жалобы, представителя административного ответчика - подполковника юстиции Пронина Н.С, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Бабичев М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным ответ врио командующего ЮО ВНГ России от 2 июля 2020 года N 3/400-15-Б-22 на его обращение от 26 мая 2020 года, в котором указано на отсутствие оснований для принятия его на жилищный учет и предоставления жилищной субсидии.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Бабичев М.И. указывает, что решение суда основано на предположениях и субъективном мнении председательствующего по делу. В 1994 году, после увольнения с военной службы, при общей продолжительности военной службы более 20 лет он имел право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем был принят на жилищный учет в исполкоме местного Совета народных депутатов города Новошахтинска Ростовской области. По прошествии 24 лет квартиру он так и не получил, все эти годы проживает с семьей на условиях найма жилья.
Автор жалобы считает, что по состоянию на 2020 год право на обеспечение жилым помещением (жилищной субсидией) от военного ведомства им не утрачено. Это подтверждается кассационным определением четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 года по административному делу по его административному исковому заявлению о признании незаконным бездействия администрации города Новошахтинска Ростовской области, связанного с непредоставлением истцу в разумный срок жилого помещения. В этом определении указано, что жилищную субсидию предоставляет федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, на основании заявления о перечислении жилищной субсидии. В связи с этим жилищную субсидию ему должен выделить уполномоченный орган военного ведомства. В феврале 2020 года он обратился с заявлением к командующему ЮО ВНГ России о выделении ему жилищной субсидии, в чем ему было отказано.
Истец считает, что суд не проверил и в судебном решении не отразил его доводы, содержащиеся в административном исковом заявлении, а также не учел кассационное определение четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 года, которое в силу статьи 64 КАС РФ является обязательным.
В письменных возражениях представитель командующего ЮО ВНГ России просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка учета военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 301 (далее - Порядок), решение о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий принимается центральной жилищной комиссией Росгвардии, центральными жилищными комиссиями управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, жилищными комиссиями территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии, иных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации по месту прохождения ими военной службы, на основании заявлений и документов, предусмотренных пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно".
В пункте 5 вышеназванного Порядка предусмотрено, что датой принятия на жилищный учет нуждающихся военнослужащих является дата подачи военнослужащим заявления и соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом гражданин, уволенный с военной службы, утрачивает статус военнослужащего со дня исключения из списков личного состава воинской части, что определено в пункте 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, заявление о принятии на жилищный учет военнослужащего и членов его семьи с целью реализации права на жилище должно быть подано в период прохождения военной службы.
Из материалов дела следует, что Бабичев М.И. проходил военную службу во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приказом командира войсковой части N от 16 сентября 1994 года N 099 Бабичев М.И. уволен с военной службы по собственному желанию, а приказом командира войсковой части 3506 он исключен из списков личного состава воинской части с 15 ноября 1994 года и направлен на воинский учет в Чапаевский городской военный комиссариат Самарской области. Его общая выслуга лет составила 21 год 3 месяца.
В 1995 году Бабичев М.И. переехал на место жительства в г. Новошахтинск Ростовской области.
Решение исполкома местного Совета народных депутатов города Новошахтинска Ростовской области от 4 июня 1996 года N 357 Бабичев М.И. составом семьи 3 человека принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 4 июня 1996 года с указанием льгот и преимуществ - как офицер, уволенный с военной службы. Постановлениями главы администрации города Новошахтинска Ростовской области от 16 октября 1997 года N 50 Бабичев М.И. был исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а от 22 апреля 1999 года N 313 изменена формулировка исключения его из указанного списка "в связи с улучшением жилищных условий". Определением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 14 ноября 2008 года утверждено мировое соглашение, по условиям которого Бабичев М.И. восстановлен в очереди с момента заключения данного соглашения.
Вступившим в законную силу 21 августа 2019 года решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 22 мая 2019 года Бабичеву М.И. отказано в признании незаконным бездействия администрации города Новошахтинска Ростовской области, связанного с непредоставлением ему в разумный срок жилого помещения путем выплаты ему жилищной субсидии.
Оставляя без изменения вышеназванные решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 22 мая 2019 года и апелляционное определение Ростовского областного суда от 21 августа 2019 года, четвертый кассационный суд общей юрисдикции в кассационном определении от 19 марта 2020 года указал, что жилищную субсидию предоставляет федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, на основании заявления о перечислении жилищной субсидии, представленного в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации, которым администрация города Новошахтинска не является.
26 мая 2020 года Бабичев М.И. обратился к Министру обороны Российской Федерации с обращением о выделении ему жилищной субсидии, которое в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" было направлено командующему ЮО ВНГ России.
2 июля 2020 года на вышеуказанное обращение Бабичева М.И. врио командующего ЮО ВНГ России был дан ответ от N 3/400-15-Б-22, в котором указано на отсутствие у него статуса военнослужащего и оснований в связи с этим для принятия на жилищный учет.
В кассационном определении четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 года указано, что Бабичев М.И. в администрации города Новошахтинска Ростовской области состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
То обстоятельство, что в кассационном определении четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 года по делу по административному исковому заявлению Бабичева М.И. указано, что жилищную субсидию предоставляет федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, вопреки доводу жалобы, не свидетельствует о том, что ВНГ России обязаны предоставить истцу жилищную субсидию, поскольку никто из должностных лиц органов военного управления не был привлечен к участию в рассмотрении указанного административного дела и каких-либо требований к ним истец не предъявлял.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком права Бабичева М.И. на получение ответа на его обращение, в котором истцу сообщено об отсутствии оснований предоставления жилищной субсидии, не нарушены, в связи с чем обоснованно отказал в заявленных требованиях.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 1 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Бабичева Михаила Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.