Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Зари А.И, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Каминской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе (с дополнениями) представителя административного истца - Терехова А.И. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от
17 ноября 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных в интересах подполковника запаса Брехуненко Вячеслава Николаевича требований о признании незаконными действий начальника отдела подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсии Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" (далее - отдел управления финансового обеспечения), связанных с порядком подсчета выслуги лет истца для назначения пенсии, и бездействия командира войсковой части N, связанного с нерассмотрением его рапорта.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Терехова А.И. в обоснование апелляционной жалобы, представителя начальника управления финансового обеспечения - Лейко И.И, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Брехуненко В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника отдела управления финансового обеспечения, связанные с отказом в зачете в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца периода выполнения им задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия с 7 августа 1996 г. по 8 октября 1998 г.
Брехуненко В.Н. также просил возложить на это должностное лицо обязанность включить в выслугу лет для назначения пенсии неучтенный один день за период военной службы с 28 октября по 6 ноября 1999 г.
Кроме того, Брехуненко В.Н. просил признать незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с нерассмотрением его рапорта от
19 ноября 2019 г. о повторном направлении его личного дела в управление финансового обеспечения для внесения изменений в расчет выслуги лет, ненаправлением его личного дела для повторного подсчета выслуги лет в соответствии с рекомендациями управления финансового обеспечения от 28 июня 2019 г.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель истца просит решение суда отменить в связи нарушениями норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы представитель выражает несогласие с выводами суда о том, что:
личное дело Брехуненко В.Н. было запрошено управлением финансового обеспечения не для перерасчета спорного периода в льготном исчислении, а в рамках подготовки дела к судебному разбирательству на 5 и 11 марта 2020 г, поскольку полагает, что этот вывод суда оправдывает нарушение командиром воинской части срока рассмотрения его рапорта от 19 ноября 2019 г.;
рапорт от 19 ноября 2019 г. не передавался истцом для регистрации в воинскую часть, поскольку это противоречит пояснениям представителя ответчика о том, что рапорт был принят, но не зарегистрирован;
у командования войсковой части N не было возможности дать письменный ответ на рапорт от 19 ноября 2019 г. в связи с тем, что в нем не был указан его почтовый адрес, поскольку на тот момент истец являлся военнослужащим и данные о его местонахождении имелись в строевой части.
Податель жалобы ссылается на то, что в нарушение требований подлежащего применению по аналогии закона - пункта 2 статьи 163 АПК РФ длительность перерывов в судебных заседаниях по данному делу составляла более 5 дней.
Кроме того, в нарушение требований статьи 204 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым аудиопротоколирование и письменный протокол ведутся в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций, по делу изготовлен один протокол судебного заседания на 20 листах и один диск с аудиопротоколом на четыре судебных заседания, что не позволило представителю своевременно ознакомиться с ними после каждого заседания в отдельности.
В жалобе утверждается, что:
местность, в которой Брехуненко В.Н. проходил военную службу, в оспариваемый период в установленном порядке была отнесена к территории, где введено чрезвычайное положение или к зоне вооруженного конфликта;
воинская часть, в которой он проходил военную службу, в этот период была включена Перечень воинских частей и соединений, привлекаемых к выполнению задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия;
истец фактически выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории.
Податель жалобы считает, что право Брехуненко В.Н. на льготное исчисление выслуги лет установлено вступившим в законную силу решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 2 июня 2000 г, его послужным списком в личном деле, приказом командира войсковой части N от 4 января 2000 г. N 1, а также письменными объяснениями бывших сослуживцев истца Г.В. и В.Н, находившихся в его непосредственном подчинении.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что приказ от 4 января
2000 г. N 1 не соответствует действующему законодательству, является необоснованным, поскольку незаконным не признавался и был принят в качестве доказательства по делу Владикавказским гарнизонным военным судом.
Податель жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что увеличение выслуги лет на пенсию на один день, а также включение в выслугу лет истца на льготных условиях один месяц военной службы за три месяца периода военной службы с 7 августа 1996 г. по 28 октября 1998 г, не влекут увеличения количества полных лет выслуги и не влияют на размер пенсии, а поэтому не нарушают права, свободы или законные интересы истца на пенсионное обеспечение.
Рассмотрев материалы дела, приведенные в апелляционной жалобе доводы и поданные на нее возражения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон) выполнение военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах засчитывается им для назначения пенсии в выслугу лет один месяц военной службы за три месяца.
Согласно статье 7 Закона порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяется Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставление военнослужащим дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). При этом периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей.
Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г.
N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" (далее - Приказ) предусмотрено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение; выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов; выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов); выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
При этом в соответствии с пунктом 2 Приказа и пункта 5 приложения 2 к этому Приказу расчет выслуги лет на пенсию в льготном исчислении производится только за время фактического выполнения военнослужащими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а периоды фактического выполнения ими указанных задач подлежат оформлению приказами командиров соответствующих воинских частей, с изданием приказов о зачете в выслугу лет для назначения пенсий льготных периодов, при этом в послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом засчитываются в выслугу лет на пенсию на льготных условиях.
Согласно материалам дела приказом командующего войсками Южного военного округа от 12 февраля 2020 г. N 32 Брехуненко В.Н. уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
По записям в послужном списке с августа 1996 года по июль 2000 года Брехуненко В.Н. проходил военную службу войсковой части N в воинской должности начальника продовольственной и вещевой службы. Брехуненко В.Н. "принимал участие в составе Объединенных Сил, приданных временной администрации в Республике Северная Осетия и Ингушской Республике, в выполнении боевой задачи в зоне чрезвычайного положения с 7 августа 1996 г. по 8 октября 1998 г." и в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 этот период подлежит зачету в выслугу лет на пенсию из расчета один месяц службы за три.
Как установлено судом, основанием для занесения этих сведений в послужной список истца послужили: выписка из приказа командира войсковой части N от 4 января 2000 г. N1 и вступившее в законную силу решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 2 июня 2000 г.
Из указанного судебного решения следует, что суд признал незаконными действия помощника командира войсковой части N по финансово-экономической работе, связанные с отказом в выплате заявителям, в том числе и Брехуненко В.Н, окладов денежного содержания в двойном размере за время фактического выполнения ими задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания, и возложил на это должностное лицо обязанность выплатить им деньги согласно приказу командира воинской части от 4 января 2000 г. N 1, а также рассчитать выслугу лет за этот период в льготном исчислении.
В соответствии с копией выписки из приказа командира войсковой части N от 4 января 2000 г. N 1"Об исчислении выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении и предоставлении дополнительных компенсаций" старшему лейтенанту Брехуненко В.Н. следует засчитывать выслугу лет в льготном исчислении один день за три период его службы с 7 августа 1996 г. по 8 октября 1998 г.
Таким образом, из анализа приведенных документов следует, что со дня зачисления в списки личного состава воинской части по день издания директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 9 октября
1998 г. N 314/12/0753, которым был изменен период участия войсковой части N в выполнении задач при вооруженном конфликте, Брехуненко В.Н. ежедневно и беспрерывно фактически участвовал в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, что позволяет усомниться соответствию действительности указанных в приказе сведений.
При изложенных обстоятельствах, исходя их требований части 1 статьи 61 КАС, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что приказ командира войсковой части N от 4 января 2000 г. N 1 и решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 2 июня 2000 г. не определяют период фактического выполнения Брехуненко В.Н. задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия-Алания, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 и приведенными выше положениями Приказа зачет в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении должен производиться только на основании приказов командиров воинских частей с указанием в них конкретного периода времени выполнения военнослужащим задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия - Алания.
По тем же основаниям не могут служить доказательствами по данному делу свидетельские показания Г.В. и В.Н, поскольку обстоятельства выполнения истцом задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Республики Северная Осетия-Алания должны быть подтверждены только приказами командования, изданными в установленном порядке.
С учетом изложенного суд правомерно признал отсутствие оснований для включения в выслугу лет на льготных условиях один месяц военной службы за три месяца периода с 7 августа 1996 г. по 28 октября 1998 г.
До истечения срока контракта 23 июня 2019 г. и предстоящего увольнения с военной службы личное дело Брехуненко В.Н. было направлено командиром войсковой части N в управление финансового обеспечения для подсчета выслуги лет. 28 июня 2019 г. оно было возвращено для дооформления. На основании рекомендаций финансового органа в целях подтверждения периодов военной службы истца в льготном исчислении командиром воинской части 10 июля 2019 г. за N.N 885, 886, 887, и 20 сентября 2019 г. за N.N. 1520, 1521, 1522 были направлены запросы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с ответами начальника отдела Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 19 сентября 2019 г. N 3/243481, от 18 ноября 2019 г. N 3/253999 приказы командира войсковой части N о льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимавшим участие в выполнении задач по
ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, в том числе и приказ от 4 января 2000 г. N 1 в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не поступали.
С полученными ответами командование повторно направило личное дело истца в финансовый орган для расчета выслуги лет.
29 октября 2019 г. управление финансового обеспечения вновь отказало в расчете выслуги лет Брехуненко В.Н. в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца, поскольку ежемесячные приказы командира войсковой части N о периодах, подлежащих зачету в выслуги лет в льготном исчислении не представлены, иных приказов о выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, за исключением не подтвержденными сведениями из архива выписки из приказа командира войсковой части N от 4 января 2000 г. N 1, в его личном деле нет, в решении Владикавказского гарнизонного военного суда от 2 июня 2000 г. не указаны номера приказов, на которые ссылались заявители, не указан период службы истца, который подлежит зачету на льготных условиях и в каком размере.
При этом период военной службы с 28 октября по 6 ноября 1999 г. был засчитан в выслугу лет истца в льготном исчислении из расчета один месяц за полтора месяца.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 и частью 1 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
19 ноября 2019 г. Брехуненко В.Н. обратился с рапортом на имя командира войсковой части N, в котором выразил несогласие с произведенным расчетом выслуги лет на пенсию от 15 октября 2019 г. без учета решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 2 июня 2000 г. Истец просил повторно направить его личное дело для расчета выслуги лет в льготном исчислении на основании указанного решения суда.
Из резолюции на этом рапорте видно, что командир войсковой части N распорядился разобраться с изложенными обстоятельствами и направить личное дело в установленном порядке.
Учитывая, что до подачи рапорта истца от 19 ноября 2019 г. командир войсковой части дважды направлял его личное дело для подсчета выслуги лет, в том числе после выполнения рекомендаций управления финансового обеспечения, в рапорте истца не содержались другие доводы и обстоятельства, а также ссылки на иные доказательства, подтверждающие необходимость повторного, уже в третий раз, расчета выслуги лет в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца, гарнизонный военный суд пришел правильному выводу о безосновательности выполнения изложенной в этом рапорте просьбы и необходимости принятия командиром воинской части каких-либо мер.
То обстоятельство, что Брехуненко В.Н. в суд была представлена копия рапорта от 19 ноября 2019 г. с его отметкой о соответствии оригиналу, свидетельствует об обоснованности вывода суда о том, что оригинал рапорта не был передан в воинскую часть для регистрации и исполнения, а остался у истца. Это подтверждается также книгой учета рапортов войсковой части N.
Поэтому, а также в связи с тем, что в рапорте Брехуненко В.Н. от 19 ноября 2019 г. не был указан его почтовый адрес, у командования войсковой части N не имелось оснований направлять ему письменный ответ. Иной способ получения ответа истец в рапорте не указал.
Вопреки доводу жалобы, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих то, что личное дело Брехуненко В.Н. было запрошено управлением финансового обеспечения для производства перерасчета выслуги лет истца в льготном исчислении.
Утверждения представителя о нарушении его прав на своевременность ознакомления с протоколами и аудиопротоколами судебных заседаний являются необоснованными, поскольку препятствий в ознакомлении с письменным протоколом и аудиозаписями протоколов судебных заседаний сторонам создано не было, а определением суда от 9 декабря 2020 г. поданные представителем истца Самородовым Л.А. замечания рассмотрены судом.
Вывод суда о том, что неучтенный при расчете выслуги лет один день военной службы в льготном исчислении не влечет за собой увеличение количества полных лет, влияющих на размер пенсии, а поэтому не нарушает права, свободы или законные интересы истца на пенсионное обеспечение является правильным.
Этот вывод основан на положениях статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которым пенсия за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, имеющим выслугу 20 лет и более, устанавливается в следующих размерах:: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия военнослужащих, предусмотренного статьей 43 этого Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
При этом суд учитывал, что на дату исключения истца из списков личного состава воинской части (15 июня 2020 г.) при общей выслуге лет в 31 год 2 месяца 19 дней, количество полных лет выслуги на пенсию составляет 31 год.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 17 ноября
2020 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Брехуненко Вячеслава Николаевича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.