судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Тельных Г.А. и Рябых Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долговой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 28 января 2021 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию города Липецка предоставить в собственность Сорокиной Марии Анатольевне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 46 кв.м, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу.
Обязать Сорокину Марию Анатольевну передать в муниципальную собственность принадлежащее ей жилое помещение по адресу: "адрес", взамен предоставленного ей администрацией города Липецка благоустроенного жилого помещения.
В иске Сорокиной Марии Анатольевны к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о предоставлении жилого помещения в собственность взамен аварийного отказать".
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорокина М.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Липецка, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка о признании отказа незаконным, о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного. В обоснование исковых требований указала, что является собственником квартиры по адресу: "адрес". Данный многоквартирный дом 19.10.2012г. признан аварийным, в 2019 году включен в Областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы". На ее обращение о предоставлении ей другого благоустроенного жилого помещения Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка ответил отказом, ссылаясь на то, что жилое помещение было получено ею в собственность после признания дома аварийным, а потому она в силу ст. 32 Жилищного кодекса РФ вправе претендовать лишь на выплату денежной компенсации. Считает данный отказ незаконным, поскольку собственником 1/2 доли квартиры она стала в ДД.ММ.ГГГГ, а собственником оставшейся 1/2 доли - в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения изменений в ст. 32 ЖК РФ. Просит признать названный отказ Департамента ЖКХ г. Липецка незаконным, обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение взамен аварийного.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, в качестве третьего лица ПАО "Сбербанк России".
В судебное заседание истец Сорокина М.А. не явилась. Ее представитель по доверенности Ложкин М.С. поддержал исковые требования, ссылаясь на те же доводы.
В судебном заседании представители ответчиков администрации г. Липецка по доверенности Селезнева Д.С. и Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по доверенности Исакова М.В. иск не признали, ссылаясь на то, что ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ вступила в действие 28.12.2019г. и под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания дома аварийным. Не отрицали, что денежные средства на переселение граждан в 2020 году были израсходованы, и квартира, которая ранее предназначалась Сорокиной М.А, перераспределена другим гражданам.
Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, представитель третьего лица ПАО "Сбербанк России" в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Липецка просит решение суда отменить, как незаконное, указывая на нарушение норм материального права. Ссылается на то, что данные правоотношения являются длящимися, что сложение долей в праве собственности истца на жилое помещение возможно только при выплате возмещения за жилое помещение.
Выслушав представителя ответчика администрации г. Липецка по доверенности Селезневу Д.С, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца по доверенности Ложкина М.С, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно пункту 6 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Порядок такого изъятия определен частями 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ.
Частью 8 ст. 32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Материалами дела установлено, что Сорокина М.А. является собственником квартиры по адресу: "адрес" - 1/2 доля ей принадлежит на основании договора на передачу доли квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, 1/2 доля - на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из выписки из домовой книги от 24.12.2020г. следует, что в названной квартире по месту жительства постоянно зарегистрированы Сорокина М.А. (с ДД.ММ.ГГГГ.) и Сорокин Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (с ДД.ММ.ГГГГ.).
Постановлением администрации г. Липецка от 23.05.2012г. N 669 "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019г. N 159 утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы". В приложении N2 к данной адресной программе определен Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1.01.2017г, в который под номером 79 включен и многоквартирный "адрес", планируемая дата окончания переселения - ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сообщению Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации "адрес" от 20.11.2020г. N 6258-01-11 в первый этап Программы включены 15 аварийных жилых домов г. Липецка, в том числе жилой "адрес".
В соответствии с Соглашением N1 от 29.04.2019г. "Об организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.Липецка", заключенным между администрацией Липецкой области и администрацией г. Липецка, на реализацию мероприятий первого этапа Программы были выделены денежные средства в размере 411, 034 млн.руб.
"адрес" 19-тиквартирный, в период 2019-2020гг. жителям 18-и квартир были предоставлены благоустроенные жилые помещения. Собственнику жилого помещения "адрес" благоустроенное жилье не представлялось.
Согласно письму Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка от 30.12.2020г. N 7192-01-09 в адрес правового управления администрации г. Липецка собственникам жилого помещения "адрес" планируется выплатить денежное возмещение. Приобретенная у застройщика квартира, планируемая к передаче собственникам жилого помещения "адрес", была перераспределена жителям квартиры, включенной в перечень второго этапа Программы.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителями ответчиков в ходе судебного разбирательства.
На обращение Сорокиной М.А. Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка письмом от 21.08.2020г. сообщил, что Федеральным законом от 27.12.2019г. N 473 "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" скорректирован порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения, в силу положений части 8.2 ст. 32 ЖК РФ в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, предусмотрено, что другое жилье взамен непригодного для проживания не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение после признания многоквартирного жилого дома аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в порядке наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения. При этом положения ч. 8 и 8.1 ст. 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
Оспаривая данный ответ Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, истец Сорокина М.А. считает, что на нее не распространяются положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности данного довода истца Сорокиной М.А. и о не применении к возникшим правоотношениям указанной правовой нормы.
Действительно, частью 8.2 ст. 32 ЖК РФ (введенной в действие 27.12.2019г. в силу ФЗ N 473) определено, что г раждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Вместе с тем, из буквального толкования приведенной нормы закона следует, что данное положение закона не исключает возможность реализации права собственника на предоставление ему взамен изымаемого другого жилого помещения, при условии, что жилой дом, в котором расположено принадлежащее ему жилье, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, сам по себе факт включения жилого "адрес" в соответствующую региональную адресную программу предоставляет истице право выбора между способами компенсации за изымаемое жилое помещение.
Суд также обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу ФЗ от 27.12.2019г. N 473-ФЗ и до признания спорного многоквартирного дома аварийным, поскольку право общей долевой собственности на "адрес" у Сорокиной М.А. и ФИО13 возникло в результате приватизации занимаемого ими по договору социального найма жилья по договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Последующее же приобретение долей в праве собственности на эту квартиру Сорокиной М.А. произведено путем заключения сделки с иным собственником квартиры, что никоим образом не умаляет ее жилищные права, в том числе право на получение другого равнозначного жилого помещения взамен принадлежащего ей аварийного жилья.
Кроме того, следует учесть, что вышеназванная областная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда принята до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, что ее мероприятия были рассчитаны на период 2019г.-2020г. При этом у администрации г. Липецка имелись намерения предоставить истице жилое помещение взамен аварийного путем освоения бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений. Процедура изъятия жилого помещения была инициирована администрацией г. Липецка еще до дополнения ст. 32 ЖК РФ новой частью 8.2 - ДД.ММ.ГГГГ Сорокиной М.А, как собственнику помещения, межведомственной комиссией г. Липецка было направлено требование о сносе аварийного дома в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.
Исходя из вышеприведенных норм жилищного законодательства, истцу Сорокиной М.А. предоставлено право выбора обеспечения жилищных прав, и, учитывая, что она претендует на получение другого жилья, у администрации г. Липецка возникла обязанность предоставить ей равноценное жилое помещение, а не выплачивать денежное возмещение.
Утверждение ответчика о том, что в данном случае имеют место длящиеся правоотношения, и довод о том, что под действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ подпадают все случаи перехода права собственности после даты признания многоквартирного дома аварийным со ссылкой на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.04.2020г, являются несостоятельными, поскольку в любом случае, речь идет о праве выбора собственника помещения, то есть о лице, имеющем соответствующий статус. Право собственности на спорное жилое помещение возникло до признания дома аварийным и включения его в Программу переселения, поэтому перемена собственника доли или всего помещения, расположенного в таком доме, не может повлечь ограничения их прав.
Выводы суда основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Суд пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований Сорокиной М.А, обоснованно обязал администрацию г. Липецка предоставить Сорокиной М.А. благоустроенное жилое помещение взамен спорного жилого помещения, признанного аварийным, обязав при этом Сорокину М.А. передать в муниципальную собственность принадлежащее ей жилое помещение.
Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену в апелляционном порядке обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 28 января 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации г. Липецка - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.