Брянский областной суд в составе:
судьи Брянского областного суда Бобылевой Л.Н.
при секретаре Шалатоновой Т.С.
с участием прокурора Дзех К.А, представителя административного истца Гурской С.Г, представителя административного ответчика Савенко О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кругликова Михаила Ивановича о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мглинского района Брянской области, в отношении которых в 2017-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1268, от 27 ноября 2017 года N 1327 (в редакции от 5 марта 2018 года N 353), от 29 ноября 2018 года N 1512 (в редакции от 1 февраля 2021 года N 124), от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции от 1 февраля 2021 года N 126), от 27 ноября 2020 года N 1723 (в редакции от 1 февраля 2021 года N 125), УСТАНОВИЛ:
Приказами управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1268, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 31 октября 2016 года, от 27 ноября 2017 года N 1327, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определены Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мглинского района Брянской области, в отношении которых в 2017, 2018 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень 2017 года, Перечень 2018 года). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 5 марта 2018 года N 353 Перечень 2018 года изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года.
Приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512, от 25 ноября 2019 года N 1524, от 27 ноября 2020 года N 1723 определены Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019, 2020, 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Приказы размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года, 28 ноября 2019 года, 27 ноября 2020 года соответственно.
Приказами управления имущественных отношений Брянской области от 1 февраля 2021 года N 124, 126, 125 внесены изменения в редакцию указанных приказов, подлежащие применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019, 2020, 2021 годов.
В Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежащий на праве собственности Кругликову М.И.
Кругликов М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения указанного объекта недвижимости в Перечни, ссылаясь на то, что здание является жилым домом, а не отдельно стоящим нежилым зданием, в связи с чем не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость. Включение жилого дома в Перечни нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере. По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований просит признать недействующими пункт N Перечня 2017 года, пункт N Перечня 2018 года, пункт N Перечня 2019 года, пункт N Перечня 2020 года, пункт N Перечня 2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца Гурская С.Г. поддержала уточненные требования по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Савенко О.В. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оспариваемые Приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена. Здание включено в Перечни в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как согласно техническому паспорту объект имеет назначение "жилой дом со встроенным магазином" и в его составе имеется помещение с наименованием "магазин". Актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования установлено, что нежилое помещение (встроенный магазин в жилом доме) фактически используется в качестве торгового объекта более чем на 20%.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацем первым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. На законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Мглинского городского Совета народных депутатов от 11 ноября 2015 года N 3/61 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Мглин налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66 (в действующей редакции) управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и полномочен принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.
Таким образом, Приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка опубликования.
В Перечень включен спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности Кругликову М.И, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Проверяя содержание Перечней в части оспариваемого объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
Исходя из указанных положений условием отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к объектам налогообложения, включаемых в Перечни объектов недвижимого имущества, указанные объекты должны быть отдельно стоящими нежилыми зданиями (строениями или сооружениями).
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия "отдельно стоящее нежилое здание", не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах, следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 названной статьи, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений - ОК 013-2014 (СНС 2008).
Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, позволяют утверждать, что в Перечень объектов недвижимого имущества подлежит включению исключительно здание, имеющее назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости "жилой дом", наименование "жилой дом со встроенным магазином".
По данным технического паспорта на жилой дом-объект индивидуального жилищного строительства, составленного по состоянию на 26 сентября 2007 года, назначение объекта недвижимости "жилой дом со встроенным магазином". Общая площадь жилого дома "данные изъяты" кв.м, в том числе магазин площадью "данные изъяты" кв.м, жилая площадь дома "данные изъяты" кв.м.
В состав дома входят: на первом этаже - прихожая площадью "данные изъяты" кв.м, ванная площадью "данные изъяты" кв.м, кухня площадью "данные изъяты" кв.м, торговый зал площадью "данные изъяты" кв.м, на втором этаже - холл площадью "данные изъяты" кв.м, 3 жилые комнаты площадью "данные изъяты" кв.м.
Здание расположено на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, относящемся к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования "для индивидуальной жилищной застройки".
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что на момент включения спорного объекта недвижимости в Перечни здание состояло на государственном кадастровом учете и было зарегистрировано в качестве жилого дома, следовательно, не отвечает предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям объектов, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При указанных обстоятельствах представленный административным ответчиком акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания, составленный по состоянию на 21 января 2019 года, согласно которому нежилое помещение (встроенный магазин в жилом доме) фактически используется для размещения торговли, процент которого к общей площади составляет 24, 78% не является бесспорным доказательством обоснованности включения жилого дома в Перечни.
Кроме того, указанный акт содержит вывод комиссии о фактическом использовании нежилого помещения (встроенного магазина), который не является самостоятельным объектом кадастрового учета.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности административным ответчиком предусмотренных законом оснований для включения спорного объекта недвижимости - жилого дома в Перечни.
При указанных обстоятельствах, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд находит административное исковое заявление Кругликова М.И. подлежащим удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений недействующими с 01 января каждого оспариваемого года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)", размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Кругликову М.И. подлежит возврату излишне оплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кругликова Михаила Ивановича удовлетворить.
Признать недействующим с 01 января 2017 года пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Мглинского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1268.
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Мглинского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1327 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 5 марта 2018 года N 353).
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 1 февраля 2021 года N 124).
Признать недействующим с 1 января 2020 года пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 1 февраля 2021 года N 126).
Признать недействующим с 1 января 2021 года пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 1 февраля 2021 года N 125).
Возвратить Кругликову Михаилу Ивановичу излишне оплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей по чеку-ордеру ПАО Сбербанк от 26 января 2021 года.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)", размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 3 марта 2021 года.
Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.